Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Сюжет картины Крамского «Иродиада» опирается на библейский сюжет, который встречается в трех синоптических Евангелиях. Иродиада была замужем за своим дядей, Иродом Филиппом I, и имела от него дочь Саломею, однако вступила в связь с его единокровным братом, Иродом II Антипой. Эта преступная связь произвела на иудеев тяжёлое впечатление. Согласно Евангелию, обличителем поруганного закона выступил Иоанн Креститель, который смело явился к тирану и высказал ему горький укор. Это разъярило Иродиаду, и она, воспользовавшись случаем, добилась того, что голова «величайшего из рождённых жёнами» пала под мечом палача: «Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала перед собранием и угодила Ироду, посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя». (Мф.14:6-8).
Крамской изобразил тот момент, когда голова крестителя уже была принесена Иродиаде. Женщина смотрит на свой ужасающий «трофей» с неким торжеством. Автор не скупится, изображая Иродиаду – белая кожа, пышные кудри, забранные под серебряный обруч, и восхитительный наряд. Платье героини будто прозрачное, кажется, что можно разглядеть её кожу. Распутница восхищает своей красотой, но красота эта холодная, жесткая, упрямая. Лицо Иоанна было укрыто платком, но Иродиада его небрежно откинула. Тонкие правильные черты лица Иоанна также говорят о красоте, но теперь эта красота уже скорбная и величественная. Художник мастерски использовал цвета в картине – фон затемнен, чтобы выдвинуть героев на передний план. Красный цвет носит не только акцентный характер в плане палитры, но и в метафизическом смысле. Здесь, во имя прихоти блудной женщины, пролилась невинная кровь. Не случайно всполохи красного падают и на юбку женщины – она запятнала себя смертельным грехом, погубив безвинного человека.
История создания.
Картина «Иродиада» завершает библейскую трилогию Крамского. Библейские темы в творчестве художника отличаются пронзительностью и психологичностью. Описываемая картина была завершена в 1886 году, незадолго до кончины живописца. Это полотно сегодня воспринимается как предсмертная исповедь художника. Живописец доводит до зрителя мысль о том, что физическое уничтожение человека не означает смерти его духа. В образе Иоанна Крестителя отражена судьба поколения 1860-х годов и судьба самого Крамского. Этой картиной, как и всем своим творчеством, художник проповедует мысль о том, что человеческая личность, обладая безусловной свободой выбора, несет живую ответственность за свою деятельность в мире, и в этом своем качестве оправдывает высокое бытийное призвание человека.
Отношение автора к вере.
В целом ряде статей и писем 1880-х годов, Крамской подводил итог своим размышлениям о назначении искусства. Важнейшим положением его эстетики стало требование совершенства живописной формы. Он не уставал призывать художников писать «просто, легко, свободно», но при этом остерегал от утраты «самого дорогого качества художника – сердца». Подобный подход к живописи, безусловно, свидетельствует о Крамском, как о принципиальном в нравственных вопросах человеке. Художник глубоко задумывался о вопросах веры. Он написал целую статью о своих сомнениях и страхах, мучительном поиске образа Христа и о том, кем для него самого является Спаситель: «…Есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье – пойти ли направо или налево, взять ли за Господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу?».
Биография.
Иван Николаевич Крамской родился 27 мая в Воронежской губернии. Отец Крамского был писарем в местной думе. Образование Иван получал в Острожском училище, которое окончил в двенадцатилетнем возрасте. В год получения первого образования, юноша лишился отца. Ивану пришлось подрабатывать писцом в той же думе, где работал отец. В 15 лет Крамской был учеником Острожского иконописца, у которого перенимал мастерство в течение года. Также он работал ретушером у одного фотографа, родом из Харькова, и зарабатывал на жизнь, скитаясь по Российской Империи, фотографируя различные мероприятия.
В 1857 году судьба забросила Крамского в столицу Империи. В Санкт-Петербурге он работал в фотоателье и вскоре поступил в Академию художеств. В 1863 году Крамской получил от Академии Художеств малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Стоит отметить, что Иван Николаевич был наделен определенной харизмой, был лидером по натуре. За годы обучения в Академии ему удалось хорошо зарекомендовать себя и получить большой авторитет в коллективе её учеников. Чтобы окончить Академию художеств и получить большую золотую медаль, которая сулила пенсионерскую поездку по странам Европы, ему надо было написать серию работ. Совет Академии предложил 14 выпускникам, в числе которых был и Иван Николаевич, тему написания картин – сюжеты из скандинавской мифологии. Все 14 учеников отказались писать работу по данной теме, так как считали её очень отвлеченной от реальной жизни. Художники выступили с предложением к совету, чтобы каждый из них сам выбрал тему работ. Совет отказал. Художники, в свою очередь, попросили совет об исключении их из конкурса. Это событие вошло в историю русской культуры, как «Бунт четырнадцати».
По инициативе Ивана Николаевича, 14 бунтовщиков образовали «Петербуржскую артель художников». 1870 год ознаменован созданием «Товарищества передвижных художественных выставок», идейным вдохновителем и основателем этой организации стоит считать Крамского.
Живописец создал ряд портретов выдающихся русских писателей, артистов и общественных деятелей, таких как: Л.Н.Толстой (1873); И.И.Шишкин (1873); П.М.Третьяков (1876); М.Е.Салтыков-Щедрин, С.П.Боткин (1880). Продолжатель гуманистических традиций Александра Иванова, Крамской создал религиозный перелом в морально-философском мышлении. Он придал драматическим переживаниям Иисуса Христа глубоко психологическую жизненную интерпретацию. Влияние идеологии заметно в портретах и тематических картинах — «Н. А.Некрасов в период «Последних песен»» (1877—1878); «Неизвестная» (1883); «Неутешное горе» (1884).
Иван Крамской оказал большое влияние на развитие художественного искусства в России. По сути, он был воспитателем последующего поколения русских художников-реалистов.
В последние годы художник был болен аневризмой сердца. Живописец скончался 24 марта 1887 года, во время работы над портретом доктора Раухфуса, когда он внезапно наклонился и упал. Раухфус попытался оказать ему помощь, но было уже поздно. И.Н.Крамской был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1939 году прах был перенесен на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, с установкой нового памятника.
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.