Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Построение иконы традиционно. Мученики стоят фронтально, в рост, в согласии с древними образцами, воспроизводившимися на Руси и в России по меньшей мере с конца XVв. Их изокефальное –«равноглавное» - представление подчеркивает их равенство в мученичестве и небесной славе.Свв. Гурий и Самон, как благочестивые миряне-исповедники, изображены в хитонах, а св. Авив – в дьяконском облачении, поскольку перед кончиной он служил в христианской церкви. (1 Кор.12:28; 3 Макк.6:29). Надписи на верхнем поле исполнены вязью, ровные блоки мачтовых букв стоят так же изокефально, как и фигуры святых. Образы красиво и гармонично размещены в пространстве средника, они плотно заполняют его, что, вкупе с энергичной динамикой поз и жестов, придает заведомо монотонной композиции активность и напряжение.
Рисунок профессиональный, построение фигур с их небольшими главами, ступнями и кистями рук отличается классической красотой и правильностью. Фигура слева наиболее статична, а при развитии вправо композиция набирает динамической и цветовой экспрессии – за счет несколько наклонных осей фигур и контрастного цветового аккорда одежд св. Авива. Живость изображения восходит к образцам XV-XVI вв., отличающимся пластической энергией от более выверенных и сухих подражаний периода историзма, что говорит о сознательной работе автора с эталонами эпохи Средневековья. Тонкие прориси и обводки фигур нигде не приближены к черному, а даны чуть более сгущенным цветом среды: насыщенным коричневым на охряных ликах, темно-зеленым или темно-красным на соответствующего тона одеяниях и т.д. От этого фигуры кажутся особенно легкими и воздушными, чему способствуют и намеренно жидко положенные основные тона, так что местами просвечивает левкас. Золото и белила (двух оттенков, желтоватого и голубоватого) добавляют колориту светоносности и мажорной звонкости. Движки и контуры выполнены мастерски, но с естественной легкостью, как будто без всякого труда. Все это вкупе приближает произведение к памятникам древности, отличающимся непринужденным стилем исполнения, в сравнении с большинством поздних подражаний, часто механистических и заученных. Здесь этого нет, что заметно выделяет памятник из числа произведений «археологического» направления позднего времени. Мы имеем дело с иконописью, ориентированной уже не только на благочестивый, но и знаточеский взгляд, и заставляющей нас вспомнить, что образ создавался в эпоху сложения частных коллекций и зарождения научного подхода к исследованию древнерусского искусства.
История образа.
Мученики Гурий, Самон и Авив (память 15 ноября по ст.ст.) пострадали при гонениях в 293-322 гг. Свв. Гурий и Самон погибли раньше, св. Авив – позже, но случилось это в один день и погребены все трое были в одной могиле, так что установилось их совместное почитание.
Сегодня, как и в позднее Средневековье и Новое время, они известны среди православных христиан как покровители супружества и брака, им молятся о благополучии домашнего очага и добрых отношениях в семье. Это связано с эпизодом из их жития, описывающего события около второй четверти IVв. Посланный на службу в Эдессу воин-гот взял в жены благочестивую девушку Евфимию. Перед этим он поклялся матери девушки на гробнице мучеников Гурия, Самона и Авива, что будет для Евфимии достойным супругом. Но иноземец обманул девушку – на родине у гота оказалась жена и дети, а Евфимии была уготована роль рабыни. Жена гота отравила его с Евфимией сына, а та, в отмщение, отравила жену, после чего несчастную живьём заточили в склеп. Евфимия обратилась с молитвой к своим заступникам, святым Гурию, Самону и Авиву, и те чудесным образом перенесли её в Эдессу, домой к матери. Случай раскрылся и власти сурово покарали неправедного супруга. В память этого чуда, прославляя святых мучеников в акафисте, церковь обращается к ним: "Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, честнаго брака небеснии покровителие". В Средние века функции святых понимались несколько шире, в Новогороде, где с XV в. бытовал их культ, закрепленный посвященным им храмом и чтимыми образами, мученики почитались как обличители виновных вообще. Но в более позднее время их функции сузились, и уже в «Лечебниках» XVIII в. святым предписано молиться в случаях «аже возненавидит муж жену свою неповинно».
Икона является произведением живописи мастерских Мстеры или Москвы начала XX в. Представляет историко-художественную и коллекционную ценность.
Автор: Илья Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».