Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание иконы.
Икона исполнена в традиционной технике и стиле.
Богоматерь представлена по пояс, в небольшом развороте влево от зрителя, с головой, склоненной ко Христу и руками, воздетыми на одном уровне: правая, перстами вверх, поддерживает Младенца, левая, обращенная вниз, едва касается Его ноги. Христос представлен в более энергичной позе, глава Его воздета к матери, благословляющая десница приподнята, шуйца со свитком простерта горизонтально, ноги скрещены, так что правое колено резко выдвинуто вверх, а правая ступня, выглядывающая из-под коленного сгиба левой ноги, расположена под острым углом. Динамики фигуре прибавляет раздувшийся тройным полукружием плащик-гиматий за спиной Христа. Образ Младенца полон активного движения и экспрессии, а Матери -решен более лирично и мягко.
Не представляется возможным отождествить данный образ с каким-либо известным изводом Богородичной иконографии. Относительная близость (при зеркальном отражении) наблюдается с иконами Богоматери Тихвинской и Грузинской (в общем сходно положение рук и ног Богомладенца, очерк силуэта и жесты Марии), общая компоновка отчасти близка иконе Богоматери Гребневской. Однако имеется и ряд существенных отличий в деталях, позах и соотношении фигур. Важнейшая особенность иконографии – обращение левой руки Марии вниз перстами, касающимися ноги Христа – не позволяет отнести икону даже к общему типу «Одигитрии» («Путеводительницы»). Это название, основанное на словах Христа «Аз есмь путь», иконографически утверждается указующим жестом десницы Марии, однако в данном случае он иной. Очень своеобразен силуэт фигуры Богоматери, изящный вверху, но книзу расширяющийся до монументальной и грузной формы, напоминающей перевернутую чашу. Деталировка иконы довольно скупа и минималистична. Выразительность обеспечена благородством и выверенностью крупных форм, контуров, силуэтов.
История образа.
Икона «Богоматерь с младенцем» является работой вологодских мастеров. Икона исполнена в традиционной технике и стиле. Лики написаны охристыми плавями теплого песочного и розоватого оттенков по темному коричнево-зеленому санкирю, с черными описями и белильными движками, легкой подрумянкой щек и губ. Большеглазые, с тонкими греческими чертами, несколько идеализированные типы ликов в целом характерны для искусства ХVIв. Так же типично сочетание глухого вишнево-коричневого тона мафория и прозрачных, положенных на просвет, красок одеяний Христа, с золотыми описями и разделками на ассист. Простота и классичность исполнения живописи, сведение к минимуму декоративного начала позволяет предполагать ее до-«строгановскую» датировку в рамках последней трети XVI в.
Аналоги в русских средневековых памятниках обнаружить непросто. Возможно, образцом для представленной иконы послужила какая-то привозная греческая или балканская вещь и мы имеем дело с редким или даже уникальным случаем её копирования в русском искусстве.
Даже в собраниях крупнейших музеев страны подобных памятников совсем немного, так что каждое произведение такого рода существенно дополняет и расширяет наши знания об этом редком и выразительном типе произведений позднего Средневековья. Икона представляет заметную историко-художественную, коллекционную и музейную ценность.
Автор: Илья Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».