yandex

Икона «Богоматерь Неопалимая Купина» - Мстера или Москва

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Богоматерь Неопалимая Купина»
Икона «Богоматерь Неопалимая Купина»
Иконописная школа/ автор: Мстера или Москва
Местонахождение: Россия, частная коллекция
Название иконы: Икона «Богоматерь Неопалимая Купина»
Время создания: конец XIX в

Описание иконы.

Сюжет «Купины», раскрывающий одновременно две темы: предопределённость Боговоплощения в пророчествах Ветхого Завета и служение Сил бесплотных Богоматери – появился в московском искусстве последней трети XVI в. Название сюжету было дано по знаменитой сцене явления Бога пророку Моисею в виде «горящего и несгорающего куста» (Исх.3:2), что было в новозаветную эпоху истолковано как символ Богоматери. Однако, собственно сюжет «явления Моисею Купины» на таких иконах находится в левом верхнем углу. В центре же – образ Богоматери, окружённой символическими изображениями и ангельскими фигурами.

Богоматерь представлена в иконографическом варианте Одигитрии. Мария изображена как бы отвернувшейся от младенца Христа. Она обращается к окружающим её ангелам. Мария будто повелевает множеству духов, окружающих её на иконе. "Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими - огонь пылающий" – гласит 103 псалом, вероятно, послуживший одним из текстовых источников этой сложной богословско-аллегорической композиции.

В руках Марии – лестница. Это один из символов Богоматери – Лествица Иакова, виденная праотцем во сне. (Быт. 28:12-16). Подобно тому, как по этой Лествице ангелы спускались на землю, Господь воплотился, сойдя во чрево земной женщины - утверждает толкование новозаветной эпохи. На фоне лествицы, на груди Марии – образ Небесного Иерусалима с восседающим посреди Христом Великим архиереем в багрянице, митре и омофоре: апокалиптический образ, иллюстрирующий текст видения Иоанна Богослова.

«Звёзды девства» на мафории Богоматери здесь исполнены просто как розетки, а вообще эта иконография предусматривает антропоморфное изображение звёзд. Часто их головки наделены нимбами. Поэтому принято узнавать в них ангелов, «символизирующих св. Троицу». Однако нередко эти головки писались без нимбов, просто как аллегории светил (тогда они напоминают, Солнце и Луну, например, из Распятия). Порой их называют «ветра». Видится, что правильнее понимать их всё-таки как светила. Ведь изначально они – звёзды. Антропоморфный облик им был придан, чтобы выделить их среди прочих светил на облачном одеянии Богоматери, часто, хоть и не в нашем случае, встречающихся на образах «Купины».

Изображение облачных одежд связывают с текстом Акафиста Богородице: "Радуйся, покрове миру, ширший облака" (икос 4) или псалмом Давида: «устрояешь над водами горние чертоги Твои, делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра». (Пс.103:3).

Богоматерь вписана в восьмиконечную «славу» из двух ромбов. Во внутреннем ромбе – пять образов ангелов, один «сдвоенный» и три одиночных, в медальонах. Порой они пишутся с пустыми руками, но на нашей, развёрнутой композиции ангелы изображены с молнией, чашами и аллегорией ветра. Они – покровители природных стихий (бури, снега, ветра, дождя, огня, молнии, града, тьмы и т.п.). Их размещение во внутреннем ромбе указывает на его осмысление также как земной тверди. Во внешнем ромбе – символы четырёх Евангелистов. Он замыкает в себе и окружает собою землю, олицетворяя и могущество Творца над миром, и главенство Нового завета над Ветхим.

Вокруг «славы» Богоматери – внешний овал, разбитый на восемь секторов, населённых ангелами. Это своего рода мистический космос, в котором витает осененная Новым заветом земля. Здесь ангелы несут символику даров Святаго Духа: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела». (Ис.11:1-3). Как правило, Дух Господень пишется с изображением оплечного Христа в короне, Дух Премудрости - с вратами в руках, Дух Разума – с короной, Дух Крепости - с мечом в руке, одет в доспехи, Дух Совета (озарения) - держит две чаши с белым и красным огнем; Дух Благоденствия с дарами урожая и т.п. На разных иконах Купины порядок и состав ангельских атрибутов может меняться. Композиция с ангелами не была устойчивой и, как представляется, носила довольно загадочный характер даже для иконописцев древности.

В углах иконы – четыре сюжета пророческих видений: Купины - Моисею, Врат – Иезекиилю, Ангела с горящим углем – Исайе, Лествицы – Иакову. Это основные ветхозаветные сцены, прообразующие Боговоплощение. Наверху – образ Господа Саваофа, благословляющего свой великий замысел, изложенный образным языком «Неопалимой Купины».

Икона не реставрировалась. Находится под слоем слегка потемневшей олифы. Мелкие осыпи красочного слоя, потёртости золота. Незначительные сколы и загрязнения по краям иконы, на опуши и полях. В целом живопись в отличной сохранности.

История образа.

Иконография «Купины» сформировалась в период разработки московскими иконописцами круга митрополита Макария сложных богословско-аллегорических композиций. Нам известно, что даже в макарьевское время подобные иконы подчас казались непонятными даже образованным людям, вызывали удивление и трепет. Загадочность сюжета и его сложность для понимания породили поздний профанный культ «Купины» как защитницы от пожара. В этом качестве икона пользовалась популярностью и расходилась в огромном количестве упрощённых до предела версий-списков. Однако в богословски образованных кругах, чаще старообрядческих, сохранялось почитание Купины именно как идейно-догматического трактата в красках. Здесь и изготавливались немногочисленные качественные образы, подобные представленному: тщательно воспроизводящие всё множество мелких деталей композиции, демонстрирующие отношение к ней, как к священному тексту, в котором нельзя изменить ни одной буквы.

По сплошному сусальному золоту исполнена многослойная живопись иконы, в полном соответствии с канонической технологией. Палитра цветов широкая, сопоставляющая оттенки синего, бирюзового, розового и алого. Горячие цвета-символы Божественного огня соседствуют с глубокими и тёмными тонами «земли», «космоса», а всё многоцветие иконы демонстрирует универсальность Божественного замысла и возносит ему хвалу. Фигуры ангелов не имеют «собственного» цвета, они заимствуют цвет фона и моделируются лишь коричневатыми описями и обильными золотыми разделками. Эта «единосущность» цвету фонов олицетворяет бестелесную природу ангелов. Но лики их написаны плотно, охрой по санкирю со сложной системой разделок и высветлений. Изысканная графика «доличного» служит как бы драгоценной оправой для этих ликов, исполненных с большим мастерством и горящих собственным светом.

Особенности иконописной школы.

Стиль и иконы, манера и технология исполнения типичны для столичной иконописи позднего времени. Подобные иконы, представляющие собой идеализированную реконструкцию стиля допетровской эпохи (чаще всего так называемого строгановского) с большим искусством исполнялись в мастерских Москвы и владимирских сёл, Палеха и Мстёры, в эпоху «историзма», в основном после 1880-х годов. Живопись Мстёры представляла собой несколько усовершенствованный и даже модернизированный вариант древнего стиля, а палешане, сохранив архаичный дух своих икон, привносили в них довольно высокий градус маньеристической стилизации. Данная икона, представляющая очень классический, спокойный и выдержанный вариант живописи, скорее напоминает произведения иконописцев Москвы, носивших именно такой, патриархально-консервативный, роскошный и безличностный характер, сочетающийся с высочайшим качеством исполнения.

Икона исполнена в конце XIXв. в мастерских Мстеры или Москвы. Представляет историко-художественную и коллекционную ценность.

Автор: И.П. Боровиков, эксперт галереи старинной иконы «Се Вера».

Оставить комментарий