yandex

Икона «Ахтырская Божия Матерь» - Византийская иконописная школа

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Икона «Ахтырская Божия Матерь»
Икона «Ахтырская Божия Матерь»
Иконописная школа/ автор: Византийская иконописная школа
Местонахождение: Россия, Тверская область, город Старица, Ильинская церковь
Название иконы: Икона «Ахтырская Божия Матерь»
Время создания: Конец ХVIII века

Описание иконы.

Один из чудотворных списков иконы Ахтырской Божией Матери хранится в церкви Ильи Пророка в старинном русском городе Старица. Церкви более двухсот лет, сейчас там находится несколько старинных икон, Ахтырская расположена в зимнем храме за левым клиросом.

Сама чудотворная икона Ахтырской Божией Матери была явлена в 1739 году, в селении Ахтырке Харьковской губернии, местному священнику Даниилу Васильевичу (по другим источникам он же Василий Денисов, Василий Данилов или Даниил Васильев). Впоследствии она прославилась многими чудесами, которые даровались прибегающим к её благодатной силе. После своей пропажи и путешествий по миру, в 2010 году она была возвращена в Россию и хранится сейчас в Казанском храме Новодевичьего монастыря в Москве.

Сведений о старицкой (Илейковской), местночтимой иконе Ахтырской Божией Матери в открытых источниках крайне мало, из фотографий нашлась только одна (батюшка не даёт благословения на фотосъёмку), да и та неважного качества. Но церковь существует, икона – тоже (автор свидетель). Для того, чтобы узнать её историю, пришлось провести целое «журналистское расследование».

Икона, пребывающая сейчас в Старице, была обретена в поселении Илейково Тверской губернии, с XVI века входившем во владения Иосифо-Волоколамского монастыря. Её история открылась благодаря найденной в Государственном архиве переписке (1857 – 1859 годы) прихожан Христовоздвиженской церкви села Луковниково (рядом с Илейково) с Синодом и Тверской епархией по поводу открытия часовни на озере Святом, где долгое время стоял древний столб, с укреплённой на нём старинной иконой. Отдельные места этой переписки стоят того, чтобы их процитировать в следующем разделе «История». Просьба прихожан «об оставлении существованием устроенного ими в виде часовни строения при озере, именуемом Святым. 12.03.1858 — 31.12.1859», после двух лет переписки была удовлетворена. Это, заметим, произошло ещё до отмены крепостного права, а самих крестьян того времени принято было называть «неграмотными и бесправными».

Уже в наше время, источник на Святом озере (пруду) был освящен в честь Ахтырской иконы Пресвятой Богородицы 15 июля 2002 года. Силами прихожан над Святым Источником возвели надкладезную сень, а рядом построили деревянную часовню с основанием из дикого камня. Память иконы празднуется 2 июля (ст. стиль) или 15 июля (новый ст.). Каждый год в этот день сюда непрерывным потоком идут люди.

Когда именно местночтимый чудотворный список Ахтырской иконы был перенесён в Ильинскую церковь города Старицы, доподлинно неизвестно. Но, главное, что он не был утрачен, как многие из православных святынь, а прихожане и паломники и сейчас могут помолиться этой иконе в замечательной старинной русской церкви.

Иконография Ахтырской иконы Божией Матери, по утверждению специалистов, восходит к византийским образцам. На ней изображена Богоматерь, скорбящая по Сыну. (Лк.2:34; Лк.2:35; Мф.27; Мк.15; Лк.23; Ин.19). Руки Ее сложены перед грудью в молитвенном жесте. Слева от фигуры Богоматери изображён Иисус Христос, распятый на Голгофе. Фигура Христа значительно меньше фигуры Богоматери, то есть в иконе соблюдается прямая перспектива. Это, в целом, не характерно для византийской школы. Местночтимая икона находится в серебряной ризе, которая закрывает почти всю её площадь. Открытыми оставлены только лик Божией матери, её руки и фигура Христа на Голгофском кресте.

История образа.

Об истории наших святынь лучше всего рассказывают первоисточники, которые, чудесным образом и промыслом Божьим, тоже сохранились.

  1. «Прошение в Синод от государственных крестьян от 31.03.1858.

В июле месяце прошлого 1857 года мы просили… епископа Тверского Филофея об оставлении нам позади огуменнаго строения при небольшом пруде построить здание в виде часовни вместо столба, стоявшего на этом месте издавна, несколько лет сряду, в каковом столбе врезана была икона Ахтырской Божьей Матери. Место, где стоял столб… с незапамятных времен назывался и поднесь называется Святой пруд… По преданию стариков, недугующие разными болезнями после молитвы перед иконою … по омовению водою из Святого пруда и употреблении оной в питие получали исцеление. При сем Святом пруде врезанная в столб икона… в течение нескольких лет была для всех и каждого из нас видимым напоминанием ходатайства и заступничества за нас Царицы Небесной…, почему каждый домохозяин, выходя из дома на свои сельскохозяйственные работы, не прежде принимался за оные как по молитве… Назад тому лет 7 столб при Святом пруде, сгнив от времени, упал, и ни один из нас не позаботился возобновить оного и восстановить, икону же самую взял в свой дом крестьянин нашего селения. Вследствие удаления от взоров… мы забыли предания предков и правила…, место ж, где стояла икона, оставили без всякого памятования, и с того времени не прошло ни одного года без того, чтобы не постигло нашу деревню какое-либо несчастье, тогда как в соседствующих с нами деревнях все благополучно. Три года сряду у нас весь хлеб выбивало градом…, на четвертый год опять выбило хлеб градом. Приписывая все эти несчастья тому обстоятельству, что мы забыли предания предков, мы в 1857 году единодушно и единогласно дали обет снова вынести икону на прежнее ее место, тем более, что некоторым из крестьян были даже и сновидения, чтобы икона была вынесена на прежнее ее место. Вместе с сим обетом мы дали и другой, а именно: расчистить упомянутый святой пруд, обнести его строением в виде часовни, и туда именно поставить икону (а также установить 2 раза в год праздники) 2 июля и 8 сентября с отправлением пред иконою молебствия с водоосвящением (лист 1).

…За таковой обет мы в 1857 году удостоились особенной милости Божией, а именно: Бог нас чудесным образом сохранил от града, между тем как кругом нас во всех чужих полях хлеб побило градом (лист 2).

…Для хранения собранных для постройки средств выбрали прихожанина Александра Федотова. Большие пожертвования ожидаются и в будущем, так как часовня стоит при большой дороге, пожертвования эти планируют отдавать церкви. В 1857 году Консистория запретила строить часовню на основании 58 пункта Устава Духовных Консисторий, а икону было предложено внести в церковь (лист 3).

… Крестьяне просят Синод разрешить постройку с тем, чтобы часовня была подчинена церкви, всего под прошением 53 подписи» (лист 4).

2. Запись в журнале Синода от 31.03.1858: «Постановили прошение отослать местному епископу».

3. Донесение епископа Тверского Филофея от 5.06.1859.

«Уточнено расположение родника: родник находится у деревни Илейкино Старицкого уезда (лист 6). Справка о деревне: раскольников в деревне нет, от церкви поселение отстоит на 1 версту. Часовня уже построена крестьянами, вид часовни «не безобразный».

Консистория предложила: не доводя жителей д. Илейкино до оскорбления уничтожением часовни, и не ослабляя в них веры в предстательство Божьей Матери, построенное без разрешения здание оставить в существующем виде (и приписать к приходской церкви)» (лист 7).

4. Резолюция Синода: «Имея в виду, что построенная часовня выстроена ими по благочестивым побуждениям, и что в деле сем… никаких неблаговидных целей не обнаружено, Святейший Синод определяет оставить часовню на месте и приписать к приходской церкви» (лист 8).

РГИА Фонд 796, опись 139, дело 494: По просьбе прихожан с. Луковникова об оставлении существованием устроенного ими в виде часовни строения при озере, именуемом Святым. 12.03.1858 — 31.12.1859.

Вот свидетельства очевидцев, относящиеся уже к недавнему времени: «…По словам моей бабушки, жительницы д. Б.Капково, часовня была разобрана перед войной, и из освободившегося материала соорудили танцплощадку, которую установили в парке села Луковниково. Ее открытие намечалось на 22 июня 1941 года, во время празднования окончания посевной. Открытие не состоялось, началась война. Танцплощадка сгорела во время оккупации села Луковниково. Вот такая история…».

Сейчас же и местночтимая Ахтырская икона, и Святой Источник бережно хранимы, содержатся в надлежащем состоянии и доступны всем страждущим.

Особенности иконописной школы.

Византийская икона, при всей своей схематичности, большое внимание уделяет лику, глазам, в которых «отражается душа» и рукам образа. Каждый их жест несет определенную духовную информацию. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно. Фигуры же в целом, обычно изображаются «облегченно», так тело выглядит невесомым и бесплотным. Оно словно парит в пространстве, не касаясь земли. Фигуры на иконах имеют удлиненные пропорции, что является символом одухотворенности человека.

Фон классической византийской иконы – золотой, он одновременно и цвет, и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Наиболее близок к золотому белый цвет. Он также является цветам и светом одновременно, но применяется реже. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру. Красный и синий цвета символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют.

Иконопись Византии сумела внести неоценимый вклад в развитие русской иконографии. Во времена природных катаклизмов, голода, эпидемий, вражеских набегов, предательства национальных элит и народных восстаний, чудотворные свойства Византийских святынь были неоценимы в оказании помощи и спасения людям.

Автор текста: Марина Румянцева.


Оставить комментарий