yandex

«Иаков борется с Ангелом» - Рембрандт Харменс ван Рейн

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Иаков борется с Ангелом»
«Иаков борется с Ангелом»
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Государственный музей Берлина
Произведение: «Иаков борется с Ангелом»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Дата создания: 1659 г.

Описание произведения

Полотно иллюстрирует эпизод жизни праотца Иакова, возвращающегося с многочисленным семейством в землю Ханаанскую. На рассвете ему предстоит встреча с братом Исавом, от гнева которого он бежал много лет назад. «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал [ему]: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». (Быт.32:24-28).

На картине художник изобразил возмужавшего Иакова в самом расцвете жизненных сил и юного, озаренного неземным светом, Ангела. Мы не видим рук Иакова, но положение плеч и тела указывают, что он скорее удерживает противника, чем борется с ним. Наоборот, действия Ангела совершаются без каких-либо усилий. Кажется, что небесный посланник сжимает всё тело Иакова так, что тот не может пошевелиться. Мудрый взгляд Ангела, наполнен теплотой и любовью, он словно видит прошлое и грядущее и укрывает Иакова под сенью своих крыл. И хотя перед нами изображена сцена борьбы, от картины веет миром и спокойствием. Полотно не просто иллюстрирует библейский текст, но является результатом глубочайшего духовного осмысления происходящего.

С самого своего рождения Иаков постоянно боролся с обстоятельствами жизни, что в духовном плане означает вечную борьбу с волей Господа. Бог постоянно подтверждал, что остается на стороне Иакова, но ставил все более сложные задачи и препятствия. Богоборчество Иакова – не атеизм, не отрицание Бога, а форма диалога, в которой человек может сопротивляться и говорить Богу «нет», но в конечном итоге приходить с Ним к согласию. Подобный поединок сравним с общением между двумя личностями, которые очень дороги друг другу и только поэтому могут вступать в спор.

История создания

Картина «Иаков борется с Ангелом» написана Рембрандтом в 1659 году. В конце своего творческого пути художник переживает утрату за утратой: смерть любимой жены, падение спроса на свои картины, обнищание, потерю друзей и уход учеников. Редко человек может вынести испытание славой и признанием, далеко не каждому по плечу скорбная ноша. Пережить столь горестный жизненный этап Рембрандту помогает его талант и глубокое переосмысление вечных библейских истин. Свою боль и глубину духовных мечтаний и переживаний художник передаёт через образы и сюжеты своих картин этого периода. Рембрандту легко отождествлять себя с Иаковом-Израилем. И тот, и другой в молодости баловни судьбы — Бог помогает сбыться их самым дерзновенным мечтам. Но полученный талант, согласно евангельской притче, надо вернуть приумноженным. Не только количеством, но и качеством. Приумножение художественного таланта — дело всей жизни Ван Рейна, это постоянная борьба за достоверность образа и поиск внутренней правды.

Отношение автора к вере

В истории голландской живописи XVII в. трудно найти более духовно

проникновенного художника, чем Рембрандт. Он был чуть ли не единственный из голландских живописцев того времени, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Столь выраженный интерес к религиозной теме объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта — спрос на такие произведения в Голландии того времени был невелик.

Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним миром, в котором в полной мере воплощались мысль и слово великого художника. Все его творчество — длинное и глубокое размышление над Библией — его настольной книгой. Его произведения, посвященные евангельской теме, отличаются духовной проникновенностью, глубиной эмоций, тематическим многообразием и колористическим мастерством. Живописец, несомненно, был глубоко верующим человеком. В Амстердаме Рембрандт сблизился с христианской сектой меннонитов, отличавшейся особой приверженностью к Ветхому завету. Их учение в значительной степени было лишено догматизма, свойственного голландской реформированной церкви, к которой Рембрандт формально принадлежал. У меннонитов большую роль играла проповедь любви к ближнему, независимо от вероисповедания. Возможно, поэтому в работах художника мы видим столько человеколюбия и милосердия даже к самым грешным людям.

Биография

Рембрандт Харменс ван Рейн — голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 году в семье зажиточного мельника. В 1620 г. поступил в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 г. работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. В последствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась супруга Саския. С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил вторую жену и сына. Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669 гг.) Художник ушел из жизни 4 октября 1669 г. в Амстердаме.

Автор текста: Северинова Ольга



Оставить комментарий