«Христос в доме Марфы и Марии» - Вермеер Ян

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Христос в доме Марфы и Марии»
«Христос в доме Марфы и Марии»
Автор: Вермеер Ян
Местонахождение: Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Произведение: «Христос в доме Марфы и Марии»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Дата создания: 1655 г.

Описание произведения.

Эта яркая реалистичная картина иллюстрирует собой сцену, о которой можно прочитать в Стихах 38 - 42 главы 10 из Евангелия от Луки: «…В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой. У неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее...». (Лк. 10:38 - 42).

На темном фоне узкого деревянного помещения художник расположил три фигуры, подчеркнутые охровыми и теплыми золотистыми тонами. Иисус, протянув руку, словно объясняя что-то простое, смотрит на одну из женщин, которая, склонившись, предлагает Ему вкусить хлеб. Другая женщина, удобно расположившись возле ног Спасителя, заинтересованно слушает Его. В этой сцене нет напряжения или особого драматизма. Однако посредством яркого пятна белого цвета мастер выделяет одну женщину, которая в данный момент получает наставления Учителя, и изобразив другую – босоногой, таким образом указывает на ее душевную простоту.

Протоиерей Русской православной церкви заграницей в середине XX века и автор известного учебника «Закон Божий», Серафим Слободской так трактует эту библейскую историю: «…Усердие Марфы направлено на скоропреходящую суету, без которой можно обойтись, а Мария избрала то, что единственно нужно для человека – внимание Божественному учению Христову и последование ему. То, что Мария приобретает, слушая Господа, никогда не отымется от нее…».

Иисус пришел в дом сестер Лазаря не для того, чтобы вкушать угощения, но хотел донести до женщин Слово Божье. И не смотря на чистоту и важность хлеба, указывает людям, что важнее еды – внимать Ему всем сердцем, просто обнажить его и слушать, тогда и будет благо.

История создания.

О жизни и работе Яна Вермеера достоверно известно очень мало. Голландские искусствоведы относят картину «Христос в доме Марфы и Марии» к одной из первых, выполненным молодым мастером на заказ. Но для кого она предназначалась – осталось неизвестным. Между тем ее датировка приходится на первые годы брака Яна Вермеера и Катарины Болнес. Известно, что его жена была католичкой, а вот сам художник – кальвинистом, то есть, протестантом, и это долгое время было тяжелым препятствием для их венчания. Однако, какое бы направление в христианстве они оба не исповедовали, самое главное – их любовь и искренняя вера в Бога. Данная картина, как и многие другие религиозные произведения Яна Вермеера только подтверждают этот факт.

Отношение автора к вере.

Мало что известно об отношении Яна Вермеера к религии. Сохранились данные, что он был кальвинистом и трепетно относился к своему вероисповеданию. Художник отказался вступать в католичество даже тогда, когда его будущая теща поставила это условием регистрации брака с его возлюбленной. Но Вермеер нашел другой выход. Он заручился поддержкой своего друга - голландского художника, мастера религиозной живописи и католика, Леонарда Брамера. Он не только уговорил строптивую женщину дать согласие на брак кальвиниста с ее дочерью - католичкой, но и юридически это зафиксировал.

Очевидно, ни для Брамера, ни для Вермеера не существовало большой разницы между этими двумя течениями христианства, ведь суть у них одна – любовь и искреннее почитание Спасителя. Иисус никого не делил и стремился только к тому, чтобы все люди Его услышали и восприняли Слова Божии всем сердцем.

Биография.

Ян Вермеер родился 31 октября 1632 года в голландском городе Делфт, в семье торговца. Будущий художник был вторым ребенком в семье и единственным сыном своих родителей. Его отец был родом из Антверпена и изначально работал ткачом по шелку.

У кого именно Ян Вермеер обучался живописи и рисунку, документально неизвестно. Голландские искусствоведы считают, что он мог быть учеником Жерара тер Борха или Уильяма Тор-Бюргера, и даже Карела Фабрициуса, который в свое время обучался у Рембрандта.

29 декабря 1653 года Ян Вермеер стал членом гильдии Святого Луки и с этого времени он считался профессиональным художником.

20 апреля 1653 года мастер женился на Катарине Болнес, у них родилось 15 детей, 4 из которых умерли в раннем возрасте.

Известно, что художник писал в год лишь по 2 картины, остальное время он управлял трактиром «Мехелен», расположенном на главном городском рынке Делфта. Трактир являлся наследством Вермеера, но он служил не столько «точкой питания», сколько фактически являлся «галереей», в которой велась торговля предметами искусства. Ян Вермеер вскоре приобрел славу настоящего знатока живописи.

С 1662 по 1674 он занимал должность декана гильдии святого Луки и соответственно руководил этим творческо-ремесленным объединением.

Вермеер не только самостоятельно выполнял художественные заказы для местных меценатов, но и являлся экспертом в подлинности ценных старинных картин. Например, он присутствовал в комиссии, которая устанавливала подлинность коллекции венецианских и римских полотен, предложенных курфюрсту Бранденбурга Фридриху Вильгельму I за 30 тысяч гульденов. В 1672 году художник ездил в Гаагу, где вместе с живописцем Якобом Йордансом давал заключение о стоимости некоторых картин. В присутствии нотариуса он опроверг подлинность представленной коллекции и заявил, что в действительности все полотна не стоят даже одной десятой от запрашиваемой цены.

К концу жизни экономическое положение художника из-за войны с Францией значительно ухудшилось, и он был вынужден брать кредиты и продавать свои картины по заниженной цене.

В 1675 году Ян Вермеер скончался после продолжительной болезни. Его похоронили в Аудекерке - Старой церкви в Делфте, в фамильном склепе, место под который было выкуплено еще тещей художника. Супруга Вермеера и его дети из-за долгов были вынуждены отказаться от наследства и все коллекции картин ушли кредиторам.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий