Храм Вознесения Господня в усадьбе Коломенское -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Храм Вознесения Господня в усадьбе Коломенское
Храм Вознесения Господня в усадьбе Коломенское
Местонахождение: Россия, Москва, проспект Андропова, д. 39, стр.1
Название: Церковь Вознесения Господня
Жанр: Архитектура
Год создания: 1532 год (16 век)

Описание.

Церковь Вознесения Господня в царской резиденции Коломенское многие исследователи называют первым каменным шатровым храмом на Руси. Русский историк архитектуры и реставратор Сергей Сергеевич Подъяпольский писал о нем так: «Вряд ли можно найти в истории русской архитектуры XVI века более значительное и вместе с тем столь трудно поддающееся расшифровке явление, как строительство в великокняжеском селе первого столпообразного шатрового храма».

Возведенная на высоком берегу Москвы-реки 62-метровая, увенчанная шатром башня стала символическим архитектурным изображением Вознесения Христа. Ничего подобного ранее русское зодчество не знало. Устремленность храма ввысь - традиционная черта западной католической готики. Присутствие готических и ренессансных черт в конструкции и декоре, а также летописные свидетельства позволили ученым предположить, что автором проекта был итальянский зодчий Петр Ганнибал, называемый в русских летописях Петр Фрязин или Петрок Малый. Этой версии придерживается исследователь Сергей Подъяпольский: «Предположение об авторстве Петрока Малого, конечно, не доказано, - отмечает он, - Но принципиально достоверно выглядит возможность приглашения великим князем итальянского архитектора, возглавлявшего в те годы важнейшие строительные предприятия Русского государства. Обстоятельства делают эту гипотезу достаточно правдоподобной».

Нижний ярус церкви – высокий подклет. Его окружает со всех сторон открытая галерея-гульбище, на которую ведут три лестницы. На галерее находится массивный каменный трон - царское место, украшенное белокаменной резьбой. Он был вмонтирован в восточную алтарную стену снаружи. Для кого он предназначался? Исследователи выдвигают разные гипотезы. Возможно, уже во время возведения храма у царя родился долгожданный наследник сын Иоанн и именно для него, будущего царя Ивана Грозного, было устроено столь необычное царское место. Есть и другая оригинальная версия. Д. Швидковский в статье «Трон ко второму пришествию. Загадка церкви Вознесения» пишет так: «Когда Христос восходит на небо, начинается новое время - ожидание второго пришествия. В Москве XVI столетия считали, что к моменту этого пришествия на земле должно восторжествовать православное царство, которое русские мыслители называли Третьим Римом». Трон на галерее Вознесенской церкви является, по мнению автора, именно таким символом такого ожидания.

Над галереей виден средний ярус храма Вознесения, имеющий в плане форму равноконечного креста. Углы украшены колоннами-пилястрами. Между ними на фасадах над узкими окнами - треугольные вимперги, характерные для готических соборов. Переход на следующий ярус отделан рядами типично русских килевидных кокошников. Они перекликаются с рядом более мелких кокошников в завершении второго яруса. По своей форме второй ярус представляет восьмерик. Его углы также украшают двойные колонки-пилястры. Верхний ярус храма – изящный восьмигранный шатер, декорированный пересекающимися линиями так называемого бриллиантового руста.

История создания.

Появление храма Вознесения в великокняжеской резиденции Коломенское связано с историей появление на свет царя Ивана Грозного. Его отец, Василий III, не дождавшись наследника от первой жены, Соломонии Сабуровой, женился вновь на Елене Глинской. Соломонию постригли в монахини, а царь с новой женой четыре года ждали рождения наследника. За эти годы царь расправился с теми, кто называл его брак греховным, обвиняя монарха в двоеженстве. Среди пострадавших тогда был и преп. Максим Грек.

Глава Церкви митрополит Даниил оказался на стороне царя, и после двух лет епитимьи царь с новой царицей отправились в паломничество с целью вымолить у Бога ребенка. Для этого царская чета делает многочисленные вклады в монастыри и строит храмы, среди которых и церковь Вознесения Господня в Коломенском. В летописи сохранилось сообщение о возведении Вознесенского храма в 1532 году и трех днях празднования этого освящения. В торжествах приняли участие митрополит Даниил и вся царская семья, с уже двухлетним царевичем Иоанном и новорожденным Георгием.

Храм был построен из кирпича с многочисленными белокаменными деталями. Сегодня он весь белый, а изначально белоснежный декор украшал красные фасады. Так, например, на красных гранях шатра контрастно выделялись белые линии рустовки. Хотя храм много раз реставрировали, до нас он дошел практически в первозданном виде. Это подтверждает и Сергей Александрович Гаврилов, более 30 лет руководивший реставрацией и раскопками в Коломенском, в своей статье «Церковь Вознесения в Коломенском. Исследования 1972-1990 гг.». По его мнению, позднейшие изменения были незначительны. Еще одна страница в истории коломенского храма связана с чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Образ этот был найден в подклете церкви 2 марта 1917 года - в тот самый день, когда царь Николай II отрекся от престола. На иконе изображена Богородица на троне, с Младенцем Христом на ее коленях. В руках Богоматери – царские регалии, держава и скипетр. Образ Божией Матери получил название Державной и стал свидетельством того, что осиротевшая без царя Россия управляется теперь Самой Божией Матерью.

С 1923 года царская резиденция Коломенское приобрела статус музея. Храмы закрыли. Церковь Вознесения долго реставрировали, она до сих пор находится в опасности из-за оползней берегов Москва-реки. 2007 году храм вновь был освящен, но богослужений в нем не проводится. Вознесенская церковь с 1994 года является Патриаршим подворьем, службы проходят в приписанном к ней соседнем храме вмч. Георгия Победоносца. А чудотворная икона Державной Божией Матери и по сей день находится в Коломенском - в церкви Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Автор текста: Марина Яфанова.

Оставить комментарий