Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморный рельеф «Евангелист Марк» был создан в 1475 году знаменитым итальянским мастером эпохи Возрождения- Бенедетто да Майано, для украшения алтаря базилики Сан Доменико в Сиене.
Святой Марк, апостол от 70-ти, автор второго Евангелия, которое, по свидетельствам, он написал по рассказам и проповедям апостола Петра, основал Христианскую Церковь в Египте и стал первым епископом в египетской Александрии. Язычники напали на апостола Марка прямо во время богослужения и заточили в темницу. Накануне судилища ему явился Христос с воодушевляющим Словом. У варваров не получилось даже осудить Марка – по дороге он скончался со словами «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Тондо в основании алтарной сени изображает святого Марка, сидящего рядом со своим символическим тетраморфом – крылатым львом. В левой руке апостол держит раскрытую книгу, правая ладонь свободно лежит на колене. Лик Марка благообразен и спокоен, внимательный взгляд направлен на страницы Евангелия. Складки паломнических одежд окутывают фигуру святого, его ноги босы, над головой– нимб. В облике ученика Христова, проповедника, писателя и странника, чувствуются твердость веры, спокойствие и благородство.
В своих произведениях Бенедетто да Майано демонстрирует виртуозное искусство владения резцом, его скульптуры выполнены настолько ювелирно, что напоминают живописные полотна. Библейские образы проработаны мастером с мельчайшими деталями и подробностями – это усиливает их эмоциональную компоненту. Духовная красота героев гармонично сочетается с телесной. Используя световые и пластические эффекты, мастер оживляет мрамор, наполняя скульптуру возвышенными эмоциями Божественной любви.
История создания
Бенедетто да Майано, выполняя церковные и частные заказы, не раз обращался к библейским сюжетам и образам. За недолгие, но весьма плодотворные годы своей творческой жизни он создал множество таких произведений – из бронзы, терракоты, дерева и мрамора. Скульптуры Бенедетто отличаются ювелирным исполнением и одухотворённой правдивостью, и каждая из них по-своему прекрасна.
В 1475 – 1480 годах скульптор создаёт из мрамора киворий алтаря и фигуры двух ангелов для сиенской базилики Сан Доменико, основанной в XIII веке. В основании кивория, в круглых рельефах, окружённых растительным орнаментом, он изображает фигуры четырёх евангелистов.
Отношение автора к вере
О личной жизни Бенедетто да Майано известно немного. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей недолгой, но плодотворной жизни мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику, работал во многих известных церквях Италии.
Творчество Майано отличается высочайшим профессиональным мастерством и тонким художественным вкусом. В своих скульптурных композициях он наделяет библейских персонажей человеческими чертами, естественными и одухотворёнными. Его религиозные сюжеты предельно эмоциональны и правдивы и, несомненно, выражают истинные чувства художника.
Наиболее знамениты такие работы мастера, как кафедра в базилике Святого Креста (1480, Флоренция), «Отрочество Святого Иоанна» (Барджелло, 1481), люнеты с образами Евангелистов (1480–1483, Лоретто), алтарь Благовещения Пресвятой Богородицы и алтарь Поклонения пастухов в капеллах церкви Святой Анны (1489, Неаполь) и другие.
Биография
Бенедетто да Майано -скульптор эпохи Возрождения, чьи работы знамениты своей элегантностью и реалистичностью, родился в 1442 году в деревне Майано, недалеко от Фьезоле. В юности он обучался мастерству у своего брата, архитектора Джулиано Майано, специализируясь, в основном, на деревянной скульптуре. В возрасте 30 лет поступил в подручные к известному флорентийскому скульптору Антонио Росселлино, и впоследствии даже превзошёл его в мраморной пластике.
В 1475 году Бенедеттовместе со своимбратом Джулиано создали одну из самых замечательных семейных работ – резной алтарь в часовне церкви Колледжата в Сан Джиминьяно. После этого события творчество Майано приобрело известность, что позволило мастеру получать большие церковные заказы. В 1480 году он создаёт мраморный портал для дверей в Палаццо Веккьо и кафедру в базилике Святого Креста во Флоренции, которая считается его шедевром, а также работает вместе с братом над скульптурами оратория Мадонны дель Оливо, недалеко от Прато. В 1480-х – 1490-х годах мастер работает над скульптурным оформлением множества тосканских и ломбардийских церквей, а также выполняет частные заказы, например – создаёт гробницу флорентийского банкира Филиппо Строцци в церкви Санта Мария Новелла.
В конце 1480-х годов Бенедетто да Майано отправляется в Неаполь для завершения работ по украшению гробницы Марии Арагонской, начатых Росселлино в церкви Святой Анны Ломбардийской. Там он создаёт ещё два великолепных алтаря – для капелл Пикколомини и Корреале. Майано умер во Флоренции 24 мая 1497 года в возрасте 55 лет.
Автор текста: Марина Румянцева.