Дева Мария с Младенцем и фруктом - Болонская Екатерина

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Дева Мария с Младенцем и фруктом
Дева Мария с Младенцем и фруктом
Автор: Болонская Екатерина
Местонахождение: Музей Корпус Домини, Болонья
Произведение: Дева Мария с Младенцем и фруктом
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: 1456-1463 гг.

Описание произведения


Настоятельница монастыря и одновременно талантливая художница Катерина Вигри, не смотря на бурлящие вокруг идеи Возрождения, написала не картину, а полноценную икону. Это поясное изображение Богоматери. Ее склоненный к Сыну лик являет умиротворение, любовь и нежность. Левой рукой Она протягивает Иисусу фрукт (обычно подразумевается яблоко или инжир). Это символичное напоминание о грехопадении первых людей, последствия которого и пришёл искупить Бог. "И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания" (Быт.3:6-7).
Младенец Иисус изображен стоящим, спеленатым под мышками дорогими парчовыми тканями. Рукой Иисус держится за вуаль, покрывающую голову Марии. Вокруг святых ликов художница нарисовала нимбы, а головы увенчала коронами. На голове и плечах Марии изображены звезды - иконографический знак Её приснодевства. Также звезды образуют второй нимб над головой Пречистой Девы. Отличительной чертой иконы служит коралловый крестик на шее Младенца Христа.

История создания

Катерина Вирги представляет собой редкий феномен пятнадцатого века монахини-художника. Большинство сохранившихся произведений - это миниатюры в ее личном молитвеннике. Это изображения святых Клары и Франциски, Блаженного Иеронима, апостола Павла, Марии Магдалины и её святой покровительницы Екатерины Александрийской. Помимо святых Катерина создала множества изображений Младенца Иисуса и Христа, вышедшего на проповедь. Иллюстрации выполняли дидактическую функцию внутри монастырской общины.
Потомки признают значение Катерины Вирги как женщины-художника, сочетающую в своих трудах эстетику и богословие. В биографии запечатлены её слова о том, что, хотя живопись занимала драгоценное время, цель ее религиозного искусства было "усилить желание следовать за Христом для себя и других".

Отношение автора к вере

Жизнь Катерины Вирги, прославленной Католической церковью в лике святых, является классическим образцом женского христианского подвижничества и святости. В нежной юности, воспылав любовью к Богу, Катерина выбрала путь аскетического самоотречения и служения ближним, которому оставалась верной до конца своих дней.

Составленное сёстрами обители житие сообщает о множестве чудес и мистических откровений, которых удостоилась их настоятельница. Свой опыт Екатерина записала в обширном “Трактате о семи духовных оружиях, потребных для духовной брани”.

Более уникально то, что, будучи подвижницей, наставницей и аббатисой, Катерина не отвергла свой талант живописца, столь редко реализовываемый женщинами в её век, но поставила его на служение проповеди слова Божьего, как и остальные силы своей души, и саму свою жизнь. Поразительное мужество, верность и Боголюбие святой подвижницы подтверждают слова Евангелия: "Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил.4:13).

Биография

Екатерина Болонская или Катерина де Вигри происходила из аристократической семьи и была дочерью Джованни де Вигри, крупного дипломата и адвоката из Болоньи. Родилась она 8 сентября 1413 года. Когда девочке было одиннадцать лет, отец определил её фрейлиной ко двору Маргариты д’Эсте, внебрачной дочери маркиза Николо, у которого служил послом. Вместе с Маргаритой Катерина обучалась искусствам, писала стихи и прозу, изучала латынь и каллиграфию, играла на альте и рисовала. Когда юная Маргарита вышла замуж за Галеотто Роберто Малатеста, государя Римини, то пожелала оставить Екатерину при себе, но девушка оставила двор, чтобы в четырнадцать лет стать терциаркой Францисканского ордена в Ферраре.

В 1431 году вместе с другой молодой женщиной из Феррары, она основала монастырь святой Клары. Екатерина жила строгой подвижнической жизнью, вызывая восхищение сестер. С семнадцати лет из-за самоотверженных подвигов ее здоровье надломилось, но она никогда не жаловалась. В монастыре Екатерина исполняла множество обязанностей, от выпечки хлеба до обучения новоначальных послушниц. Екатерина переписывалась с Папой Николаем V, по его благословению в монастыре был устроен затвор. Обитель прославилась святостью жизни насельниц, число которых при жизни святой Екатерины достигло 85, и их самоотречением.
В 1456 году правительство города пригласило Катерину в Болонью для устроения монастыря ордена Кларисс с тем же названием, что и в Ферраре Del Corpus Domini. Святая стала его настоятельницей.
Екатерина написала нескольких произведений, из которых основным считается "Трактат о семи духовных оружиях необходимых для духовной войны". Ее рукописи сопровождаются рисунками, сделанными её рукой.

В 1463 году Катерина серьезно заболела и скончалась 9 марта в возрасте 48 лет. Ее похоронили без гроба, а через 18 дней извлекли из могилы из-за благоухания и случившихся на её могиле исцелений. Мощи были найдены нетленными, и выставлены для поклонения в монастыре. День памяти святой Екатерины Болонской в Католической церкви отмечается 9 марта.

Автор текста: Ольга Северинова

Оставить комментарий