Деяния Антихриста - Синьорелли Лука

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Деяния Антихриста
Деяния Антихриста
Автор: Синьорелли Лука
Местонахождение: Кафедральный собор ди Санта Мария Ассунта, капелла Нуова (Мадонны ди Сан Брицио), Орвьето, Италия
Произведение: фреска "Деяния Антихриста"
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XV в. (Кватроченто)
Дата создания: 1499-1504 гг.

Описание произведения

Цикл орвьетских фресок Синьорелли открывается «Деяниями Антихриста». Антихрист – описанный в христианской эсхатологии человек, возможно, сын земной женщины и Сатаны, противник Иисуса Христа, выдающий себя за Мессию и предваряющий Его второе пришествие, пытающийся увлечь за собой даже избранных (верующих), но имеющий злую сущность. Спаситель предостерегал своих учеников: «…ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Мф.24:5). Считается, что период власти Антихриста ограничен, и после него должно наступить царство Бога. В Европе во времена крестовых походов, пандемии чумы и особенно в период Реформации активно ожидали его пришествия и призывали людей к покаянию.

В средневековом искусстве иконография Антихриста была ориентирована на образ «зверя». Синьорелли расширил рамки живописных традиций и представил его в облике человека. Он – фальшивый двойник Христа, поэтому в его образе прослеживается своеобразное пародирование Господа. Мастер изобразил его в ярко-красном плаще, но, если у Иисуса этот цвет символизирует пролитую Им за человечество кровь, то Антихрист во имя себя проливает кровь других. Наступление его царства – время жестокости и насилия. Художник реализует это, изобразив в правой части фрески отстроенный Иерусалимский храм, который занимают вооружённые люди, а также показывая различные казни, тела убитых и убиваемых.

В отличие от других росписей, фреска «Деяния Антихриста» выстроена с большей глубиной пространства и ярко выраженной прямой перспективой. В центре, у переднего края, над толпой горожан, воинов и монахов возвышается человек, он стоит как кумир на пьедестале, напоминая Христа, но с несвойственным Спасителю важным и мрачным выражением лица; его словами и жестами из-за спины руководит обнимающий его Сатана. Вся сцена состоит из отдельных эпизодов, иллюстрирующих разновременные события:воскрешение умершей женщины, наказание и гибель мнимого пророка, присвоение чужих богатств, ложные чудеса, лживые толкования Писания. «Пустота в середине композиции вносит ощущение разлада в поведение людей».

В события земного мира вторгаются дела мистические - в левой верхней части показаны гибель и низвержение на землю ангела, отпавшего от Бога. В нестерпимом сиянии лучей крылатый архангел Михаил мечом поражает Антихриста, символизируя исполнение древнего пророчества, а в это время его приспешников убивает огненный дождь. От явлений вневременных художник «перекидывает мостик» к современности. В левой нижней части написаны две величественные фигуры, одетые в чёрное, отстраненно и строго взирающие на происходящее. Многие исследователи считают, что Синьорелли изобразил здесь себя и фра Беато Анджелико, но не только потому, что тот был его предшественником по росписи капеллы. Предполагаемый живописец в своё время являлся монахом того же монастыря Сан Марко, в котором обосновался и лжепророк Джироламо Савонарола. Так недавние флорентийские события мастер переосмысляет как предвестие Страшного суда и Второго пришествия.

История создания

Позднеготическая капелла Нуова, перекрытая двумя крестовыми сводами, была пристроена к собору Орвьето в 1408-44 гг. и отделена от него двумя коваными решетками. В 1447 г. живописцы фра Беато Анджелико и Беноццо Гоццоли приступили к росписи сводов, но едва начав работу, в том же году были отозваны папой Николаем V в Ватикан для украшения капеллы Никколино. В 1489 г. П. Перуджино взялся продолжить росписи, но, получив задаток, работу так и не начал. Таким образом, после 50 лет простоя, в 1499 г. был заключён договор с Л. Синьорелли, который вначале закончил роспись свода, а с 1500 г. перешёл к оформлению стен. Вся работа была выполнена к празднику Вознесения Богоматери в 1504 г.

Мастер с учениками покрыли всю площадь (14,4*11,8 м, высотой 13,9 м) капеллы Нуова фресками. Ложные карнизы, исполненные средствами живописи, разделяют стены по высоте на два регистра. В нижнем регистрерисованные декоративные пилястры членят стены на равные части. В центре каждой из них, в обрамлении безудержных гротесков, помещены квадраты с портретами известных поэтов древности от Гомера до Данте, их окружают медальоны с инфернальными мифологическими сюжетами, близкие тематике христианского Чистилища. В верхнем регистре большие полуциркульные люнеты заполнены сюжетными фресками на тему Страшного Суда.Мотивы почерпнуты художником из Апокалипсиса, апокрифических евангелий, «Золотой легенды» Иакова Ворагинского, «Откровений» св. Бригитты. Фрески Синьорелли – скорее монументальные рисунки, нежели живопись. Издали штрихи сливаются и тела приобретают скульптурную выпуклость. «Жёсткая роспись не даёт чувственного наслаждения, но ведь и тема не из таких, от которых ждёшь удовольствия». Он демонстрирует свою неисчерпаемую изобретательность в позах и ракурсах. Любовь к изображению нагого тела сочетается с сильным мрачным воображением. Его росписи – предтеча великого творения Микеланджело в Сикстинской капелле. По словам Вазари, гений Высокого Возрождения особенно ценил фрески в Орвьето и даже заимствовал некоторые их мотивы для своего «Страшного суда».

Отношение автора к вере

От современников Луки Синьорелли до нас дошли сведения о его искренности, правдивости, доброте и внимательном обращении с собеседниками, к какому бы сословию они не принадлежали. Горячности же и гневливости, свойственных многим живописцам, в его характере не было вовсе. Он пользовался неизменным уважением сограждан, и, скорее всего, именно поэтому его неоднократно избирали на важные должности в родном городе. Все известные жизнеописания представляют нам образ человека весьма трудолюбивого: «…под конец жизни, уже давно не имея нужды писать ради денег или ради славы, мастер продолжал усердно работать, согласно привычке, приобретенной еще в ранней юности». Однажды, когда убитого в уличной драке сына Луки Синьорелли принесли домой, пораженный горем отец приказал положить ещё не остывший труп перед собой на стол и спешно, «с величайшей твердостью духа, не проливая слез, стал зарисовывать родные черты, дабы навеки запечатлеть образ того, кого природа дала ему, а враждебная судьба отняла».

Все эти факты представляют нам человека смиренного и богобоязненного, проявляющего свою глубокую веру в Господа независимо от жизненных обстоятельств. Синьорелли был скуп на эмоции, не выказывал особого интереса к природным красотам и человеческим чувствам. Бытие интересовало его как отстраненного наблюдателя. Он сухо расчленял его события на причины и следствия, тщательно стараясь осознать смысл жизни не только на границе существования, но и за ее пределами.

Биография

Синьорелли родился в Кортоне, небольшом тосканском городке. О дате его рождения спорят до сих пор, но принято называть 1445 или 1450 г. Его дядей по матери был Ладзаро Тальди (Вазари) – прадед «жизнеописателя» итальянского искусства Дж. Вазари. Близкий друг дяди, великий художник Пьеро делла Франческа, взял талантливого мальчика к себе в ученики. Это не подтверждено документально, но, возможно, в его мастерской, в Ареццо, Синьорелли провёл годы отрочества и юности. Самые ранние его произведения – фрески 1474 г. в Читта-ди-Кастелло.В 1475 г. Лука побывал во Флоренции, попав в круг таких живописцев, как А. Верроккьо и А. дель Поллайоло, и тогда в его художественной манере ведущими стали пластика и движение. Таким образом, Синьорелли принято относить к тосканской живописной школе, хотя он активно работал в Умбрии и Риме.

В 1481-82 гг. Л. Синьорелли наряду с другими известными художниками принимал участие в росписи Сикстинской капеллы в Ватикане. Совместно в Б. ди Гатта он выполнил композицию «Завещание и смерть Моисея». В 1490 г. для Лоренцо Великолепного Медичи им была написана картина «Воспитание Пана» - единственное произведение мастера на мифологический сюжет. Наибольшую известность художнику принесли циклы фресок, выполненные в 1496-98 гг. для аббатства Монте Оливето в Сиене, и особенно в 1499-1502 гг. - для собора в Орвието на тему Апокалипсиса. В 1508 г. уже немолодой художник вернулся в родную Кортону, где продолжал работать, будучи главой большой мастерской. Там же он неоднократно занимал важные должности: был приором, членом городского совета, послом в другие города. Умер Синьорелли в 1523 г. в богатстве и почете, окруженный преданными учениками.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий