yandex

«Цветок» - Пушкин Александр Сергеевич

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Цветок»
«Цветок»
Автор: Пушкин Александр Сергеевич
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1828 г.
Эпизод в Библии:

«Цветок»

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? И сорван кем?

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

Описание произведения.

Религиозность в поэзии выражается не декларациями веры, не формальной церковностью, но запечатлением действия божественных энергий в повседневной реальности. Стихотворение Пушкина «Цветок» — наилучший пример такого запечатления.

Есть в этом стихотворении несколько строк, которые могут смутить верующего христианина, — словосочетание странная мечта. Оно не обозначает впадения в прелесть, но, напротив, то, что Пушкин именует мечтаниями, смело можно назвать духовными размышлениями православного христианина.

Засохшесть, т.е. мёртвость цветка — это своеобразный иероглиф тленности, коей отмечена земная жизнь, выстраивает в сознании поэта определенный ряд мыслей, который он и предлагает читателю: «Где цвел? Когда? Какой весною, / И долго ль цвел? И сорван кем...» — О чём размышляет поэт: о тленности ли цветка? – Нет, о быстротечности жизни. — Недаром в следующей строфе возникают, правда, пока смутной тенью, мысли о человеке, сорвавшем цветок: «...и сорван кем, / Чужой, знакомой ли рукою? / И положен сюда зачем?». Казалось бы, что за дело поэту, кем и когда сорван этот цветок и почему положён в книгу? Книга в данном контексте может восприниматься как книга жизни, содержание которой должно на глазах читателя ожить. — Это, творческой волей Пушкина, происходит в четвёртой, заключительной, строфе. В этой строфе в глубинной памяти поэта возникают фигуры, тенями мелькнувшие в первом катрене. Они, однако, обретают черты людей, автору не знакомых, но узнаваемых им через чувство всеобщей сопричастности, и дальше их участь напрямую сопрягается с участью засохшего цветка: «И жив ли тот, и та жива ли? / И нынче где их уголок? / Или они уже увяли / Как сей неведомый цветок?» — Эти люди в мечте поэта были живы, и вот — их нет, как нет и цветка.

Обратим внимание на прилагательное неведомый. — Каждый из живущих — будь то человек, животное, растение — в этом мире остаются неведомы друг для друга. Но, по нашей вере, они станут ведомы друг другу в жизни иной – в той, где всё наполняет благодать Божья. Ведь Богу всё ведомо уже в этой, земной жизни.

Пушкин в «Цветке» восстанавливает открытый взгляд на мир и на взаимосвязь в нём сущего. Это отмечал не чуждый православию Райнер Мария Рильке в написанном незадолго до смерти письме: «Ещё для наших дедов дом, колодец, даже их собственное платье были чем-то бесконечно большим (чем нам); почти всякая вещь была для них сосудом, в котором они обнаруживали человеческое и в которое вносили человеческое». – У Пушкина таким сосудом, вмещающим и хранящим человеческое, становится цветок.

Пушкин, в силу гениальности, абсолютно открыт миру — до того, что сливается с ним в акте сотворчества с Богом. Акте, который Рильке именует открытостью в другом письме, написанном незадолго до смерти: «Под открытым понимаются <…> не небеса, воздух, пространство — как раз они-то, для того, кто созерцает и мыслит, суть “предметы” и значит <…> закрыты. Животное, цветок, вероятно, <…> имеют перед собою и над собой ту неописуемо открытую свободу, эквиваленты которой (крайне эфемерные) можно найти у нас лишь <…> в первых мгновеньях любви, когда один видит собственный горизонт в другом, любимом, до вздыбленности к Богу». — Стремление к обретению намеченного Рильке Божественного горизонта, в стихотворении Пушкина несомненно брезжит: «Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал; но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано». (1 Пет. 1:24-25).

История создания.

Стихотворение «Цветок» написано в ноябре 1828 г. в усадьбе П.А. Осиповой-Вульф Малинники, опубликовано год спустя в журнале «Галатея». Оно обозначило новые направления в жизни и творчестве Пушкина. После двухгодичной ссылки Пушкин возвратился в Петербург в 1826 г. другим человеком, нежели был прежде. Наступила пора зрелости — и в жизни, и в творчестве, в котором раздумья о жизни, о смерти, о смысле человеческого существования — занимают всё больше места. Мы видим их в «Цветке». Параллельно пишется «Дар напрасный, дар случайный…», в последующие годы – «Обвал», «Монастырь на Казбеке», «Элегия», «Стихи, сочиненные во время бессонницы», «Когда для смертного умолкнет шумный день …», «Не дай мне Бог сойти с ума…», «Пора мой друг, пора…», «Из Пиндемонти» и другие духовно окрашенные стихи.

После «Цветка» быстротечность жизни становится одной из основных тем философской лирики Пушкина. Например, экспромт «Что в имени тебе моём…», записанный в альбом одной из почитательниц, где есть мотив мертвенности, мимолетности, беспамятства. Но главное — бессмыслица внешней жизни и обретение глубокой цели внутри человеческого сердца.

Отношение автора к вере.

Пушкин шёл к вере извилистой дорогой. Его всё чаще посещали желания обрести в жизни религиозную опору, но знал он и свою привязанность ко страстям. Появляются стихи, на основе которых можно проследить возрастание Пушкина в вере – и вере именно православной.

Первое стихотворение такого рода – «Монастырь на Казбеке», написанное в переломном для Пушкина 1828 г., не случайно заканчивается словами «Туда б, в заоблачную келью, / В соседство Бога скрыться мне!..». А конечная точка – одно из последних стихотворений Пушкина «Напрасно я бегу к Сионским высотам…», о тщетности попыток автора скрыться «в соседство Бога».

Чрезвычайно интересно отражение этой темы в неоконченном стихотворении 1835 г. «Я возмужал среди печальных бурь», могущим бы считаться утверждением поэта в вере, если бы не ноты сомнения в словах: «надолго ли?». Пушкин хочет выстроить свою жизнь по Богу, но понимает, что не сможет этого. И только в одном большом стихотворении «Странник» эти стремления воплощаются в реальном действии. Но и в «Страннике», при бегстве от постылого мира и видимом движении к цели, остаётся неясным его исход: достигает или не достигает тесных врат герой — это остается за текстом…

«Монастырь на Казбеке», где автор пишет о желании скрыться «в соседство Бога», можно считать прологом некоей стихотворной трилогии, центральную часть которой представляет стихотворение «Странник», где заявлена попытка бегства из мира греха и суеты. Наконец, следующей частью этой маленькой трилогии — её эпилогом — является четверостишие: «Напрасно я бегу к Сионским высотам, /Грех алчный гонится за мною по пятам. /Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий, / Голодный лев следит оленя бег пахучий». — В нём названо препятствие, мешающее достижению поставленной цели, — никак не оставляющий автора грех.

Даже до самых последних дней жизни греховную раздвоенность Пушкин в себе не преодолел; недаром же он оставляет за героем одного из своих последних своих духовных стихов и след греха, и его запах

Есть, правда, в числе последних ещё одно стихотворение, в которомбезоговорочно запечатлено покаянное чувство Пушкина — переложение известной великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина. Оно говорит о том, насколько в то время покаяние было важно для поэта.

Действительно, переход от временной жизни в вечную и был ознаменован у Пушкина глубочайшим покаянием, сходным с тем, который выражен в молитве преподобного. Он простил своих врагов, примирился с обидевшими его, достойно претерпел предсмертные муки. «Хочу умереть как христианин», сказал он другу своему и секунданту Данзасу пред исповедью и причастием. И, судя по словам старого, много повидавшего, священника, принявшего его покаяние: «Вы можете не поверить, но я скажу, что я самому себе желаю такого конца, который он имел», — так и отошёл в жизнь вечную наш великий поэт.

Биография.

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по ст.ст.) 1799 года в Москве, в Немецкой слободе. Раннему развитию его литературных склонностей способствовали литературные вечера в родительском доме, где собирались самые видные писатели.

В 1811 году Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение для подготовки по специальной программе высших государственных чиновников из детей дворянского сословия. — В лицее Пушкин написал свои первые стихи. Он сотрудничал в рукописных лицейских журналах и был членом кружка лицейских новеллистов и поэтов, которые, собираясь по вечерам, экспромтом сочиняли повести и стихи. Поэтический талант юного Пушкина был отточен знакомством с корифеями русской литературы — Державиным, Жуковским, Батюшковым, Карамзиным.

После окончания лицея в июне 1817 года, Александр Пушкин был зачислен (в очередь) в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Пушкин принимал участие в заседаниях литературного общества «Арзамас», в которое вступил ещё в лицейские годы. В 1819 году он стал членом литературного общества «Зеленая лампа». Вскоре он стал автором политических эпиграмм и стихов, которые распространялись в списках.

В мае 1820 года Пушкин был послан в командировку на юг, в распоряжение генерала Инзова. Фактически это была ссылка за то, что он «наводнил Россию возмутительными стихами». Во время ссылки Пушкин посетил Кавказ и Крым, что запечатлелось в его поэзии. Позже поэт был переведён в Кишинев, где он тесно общался с будущими декабристами. В это время были написаны ранние его поэмы, а также ряд зрелых стихов, начат роман в стихах «Евгений Онегин».

В июле 1823 года Пушкина переводят в Одессу, под начало графа Воронцова, но и там он оказался неугоден. Его увольняют с государственной службы и высылают в имение матери «под надзор местного начальства».Здесь поэт вёл уединённый образ жизни, однообразие которой скрашивало общение с соседями, семьей Осиповых-Вульф, и няней. В Михайловской ссылке пишет — новые главы «Евгения Онегина», трагедию «Борис Годунов». Печатаются в столице «Стихотворения Александра Пушкина».

В сентябре 1826 года он получил с фельдъегерем приказ нового императора Николая I немедленно прибыть в Москву. 8 сентября состоялась его аудиенция у государя, после чего он получил позволение жить где угодно, но в Петербург доступ ему был открыт только в мае 1827 года, причём император вызвался быть его цензором. Вскоре правительство устанавливает за поэтом негласный полицейский надзор.

В мае 1828 года Александр Пушкин безуспешно просил разрешения поехать на Кавказ или за границу. Он сватается к красавице Наталье Гончаровой, и, не получив определённого ответа, в 1829 году самовольно уезжает на Кавказ, в действующую армию. Впечатления от этой поездки переданы в хронике «Путешествие в Арзрум», стихотворениях «Кавказ», «Обвал», «На холмах Грузии…».

Возвратившись в Петербург в апреле 1830 года, Пушкин вновь делает предложение Наталье Гончаровой, которое на этот раз было принято, и в сентябре уезжает в имение Болдино, чтобы устроить дела и подготовиться к свадьбе. Эпидемия холеры вынудила его задержаться здесь на несколько месяцев. Так наступила Болдинская осень поэта. Испытывая большой творческий подъем, Пушкин пишет: «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне», «Сказку о попе и работнике его Балде», стихотворения «Элегия», «Бесы», «Прощение» и множество других, и заканчивает роман в стихах «Евгений Онегина».

18 февраля (2 марта по ст.ст.) 1831 года, в Москве, Пушкин венчается с Гончаровой. Летом 1831 года вновь поступает на государственную службу в Иностранную коллегию, с правом доступа в государственный архив. Работает над «Историей Пугачева» (1833), делает конспект труда И.И. Голикова «Деяния Петра Великого», собирая материал для задуманной «Истории Петра» (подготовительный текст, 1835).

Параллельно пишет повести «Пиковая дама» (1833), «Египетские ночи», «Капитанская дочка» (1836), поэму «Медный всадник», сказки.

В конце 1835 года Пушкин получает разрешение на издание своего журнала, названного им «Современник».

Зимой 1836 года, видя интерес царя к красавице жене и участие в этой интриге барона Геккерена и его приёмного сына Дантеса, посылает в разное время вызовы Дантесу и Геккерену. В результате интриги, длящейся несколько месяцев, на дуэль с Пушкиным выходит Дантес. Дуэль состоялась 8 февраля (27 января по ст.ст.) 1837 года на Чёрной речке. Поэт был смертельно ранен и через два дня (10 февраля) скончался. Опасаясь беспорядков, царь приказал, после отпевания, тайно вывезти тело Пушкина и захоронить на родовом кладбище в Святогорском монастыре Псковской губернии, в пяти верстах от села Михайловское.

Автор текста: Виталий Яровой.

FB2

EPUB

Оставить комментарий