«Чудо со статиром» - Томмазо Мазаччо

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Чудо со статиром»
«Чудо со статиром»
Автор: Томмазо Мазаччо
Местонахождение: Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия
Произведение: «Чудо со статиром»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Кватроченто
Дата создания: 1424 - 1428 гг.

Описание произведения

Фреска «Чудо со статиром» признается в наши дни лучшим произведением Томмазо Мазаччо. Художник группирует фигуры сообразно своему замыслу, и свободно размещает в пейзаже. В одном из апостолов (крайний справа, в алом плаще) исследователи видят изображение заказчика Феличе Бранкаччи. Все персонажи фрески имеют разные характеры.

Фреска изображает эпизод из Евангелия от Матфея, повествующий о том, как Иисус чудесным образом расплатился со сборщиками налогов на храм: «Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошёл он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе, кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Пётр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадётся, возьми, и, открыв у ней рот, найдёшь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя». (Мф.17:24-27).
На фреске изображены три эпизода, показывающие развитие евангельского события во времени. В центре - художник поставил Христа в окружении апостолов. Христос объясняет Петру, что ему надо сделать. Слева изображён Пётр, поймавший рыбу и достающий монету. В правой части фрески апостол Пётр уже отдаёт монету сборщику налогов.

В этой мастерски уравновешенной гармоничной композиции художник изобразил Христа-миротворца. Иисус, зная, что Он Сын Божий, и храм — Его дом, не желает искушать служителей храма: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам». (Ин.14:27). Святой Католической церкви, Блаженный Августин, говорил, что религиозный смысл этой притчи в том, что человек через церковь может обрести спасение.

История создания


Фрески капеллы Бранкаччи считаются основным произведением Томмазо Мазаччо. С XV века и до наших дней они восхищают и профессионалов, и простых зрителей. По мнению большинства исследователей, Мазолино и Мазаччо начали роспись капеллы в конце 1424 года и продолжали, с перерывами, до 1427 или 1428 года, когда Мазаччо уехал в Рим, не завершив работу. В 1480-х годах её закончил Филиппино Липпи.
Искусствоведы задавались вопросом о цели, с которой сюжет с уплатой налога был включён во фресковый цикл. Существует несколько предположений. Первое, это споры вокруг налоговой реформы, завершившиеся в 1427 году принятием свода законов с более щадящим налогообложением. Выбранный сюжет мог быть намёком на политику папы Мартина V, стремившегося к мировому господству Римской церкви. Ещё одно предположение содержит идею, что Церковь должна платить дань, используя внешние источники.

Роберто Лонги в 1940 году заявил, что не вся фреска была исполнена рукой Мазаччо. Создание живописного изображения головы Христа он приписывает Мазолино. Большинство исследователей согласились с этим. Реставрация 1980-х годов подтвердила их правоту: живописная техника, в которой выполнена голова Спасителя, отличается от остальной фрески.


Отношение автора к вере


Из редких задокументированных свидетельств о жизни талантливого живописца, до нас дошла запись из налогового кадастра от июля 1427 года, благодаря которой известно, что Мазаччо проживал вместе со старушкой матерью в скромном жилище, и делил расходы по содержанию мастерской с другими живописцами. Так описывает его Вазари в своих воспоминаниях: «Человеком он был весьма рассеянным и очень беспечным, подобно тем, у кого вся дума и воля сосредоточены лишь на вещах, имеющих отношение к искусству, и кто мало обращает внимание на себя и ещё меньше на других. И так как он никогда и никак не хотел думать о житейских делах и заботах, в том числе даже о своей одежде, и имел обыкновение требовать деньги у своих должников лишь в случае крайней нужды, то вместо Томмазо, каково было его имя, его все звали Мазаччо [то есть мазила], однако не за порочность, ибо от природы он был добрым, а за ту самую его рассеянность, которая не мешала ему с такой готовностью оказывать другим такие услуги и такие любезности, о которых и мечтать не приходилось».

Бескорыстие, простота в быту, дружелюбие и смирение — этими христианскими качествами обладал Томмазо. Несмотря на гениальность, у него не было ни капли превозношения над товарищами по ремеслу.
Гениальный художник покинул этот мир в расцвете лет и на вершине творческой карьеры. Но за отведённое время Томмазо Мазаччо успел создать произведения, ставшие плодородной почвой для развития новых подходов грядущей великой эпохи живописи, названной Возрождением.
Более века после его смерти, фрески капеллы Бранкаччи служили образцом для живописцев. «Все, кто стремился научиться этому искусству, постоянно ходили в эту капеллу, чтобы по фигурам Мазаччо усвоить наставления и правила для хорошей работы», — писал Вазари и в доказательство составил длинный список посетителей, в котором в очереди, среди прочих, и непревзойденные художественные таланты Леонардо, Рафаэля и Микеланджело.

Биография


Прославленный художник раннего Возрождения, один из реформаторов живописи, Томмазо Мазаччо родился 21 декабря 1401 года в Сан Джованни ди Вальдарно, в день памяти апостола Фомы, в честь которого и был назван. Полное имя художника Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи.

Достоверных биографических сведений о короткой жизни художника почти не сохранилось. Томмазо, одержимый искусством, был безразличен ко всему, что выходило за его пределы. За беспечность и рассеянность, товарищи с добрым юмором называли живописца Мазаччо (неуклюжий, неряшливый). Известно, что Симон, дед будущего художника по линии отца, был мастером художественного ремесла, изготовлявшим сундуки-кассоне и другие предметы мебели. Исследователи видят в этом факте семейную художественную преемственность.
Мазаччо рано переехал во Флоренцию, предположительно до 1418 года. Учителями Мазаччо были Брунеллески и Донателло. Восприняв всё лучшее от своих старших товарищей и наставников, Мазаччо создал свой особый узнаваемый стиль с характерным только для него видением мира. Он был реалистичным и достаточно точно воспроизводил облик людей, природу и архитектуру. В противовес моде на романтический, искаженный стиль изображения.
Самое раннее произведение Мазаччо, дошедшее до наших дней — картина «Мадонна с младенцем и Св. Анна», написанная им в 19 лет, для церкви Сант Амброджио. Уже в этой работе художник намечает проблемы (композиция, перспектива, моделировка и пропорции человеческого тела), над решением которых будут работать художники на протяжении всего XV столетия.
За свою короткую жизнь Мазаччо создал множество картин и фресок, в основном предназначенных для церквей. Широко известны такие его шедевры, как «Триптих святого Ювеналия», Пизанский триптих, «Моление о чаше», фрески капеллы Бранкаччи. Кроме церковной живописи, Мазаччо писал портреты, из которых точно определён только «Портрет молодого человека». При всей классической форме изображения в профиль, на нём видны черты, характерные для эпохи Возрождения.
В 1428-м, последнем году жизни, Мазаччо по приглашению своего друга Мазолино, отправился в Рим для работы в церкви Санта Мария Маджоре. Но, к сожалению, мастер скоропостижно скончался, успев начать лишь левую створку алтаря. Внезапная смерть гениального художника в столь молодом возрасте вызвала толки о том, что он был отравлен из зависти. Эту версию сообщает Вазари в своих «Жизнеописаниях».

Составитель текста: Северинова Ольга

Оставить комментарий