yandex

Цикл «Сотворение мира» - 1 - Чюрлёнис Микалоюс

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Цикл «Сотворение мира» - 1
Цикл «Сотворение мира» - 1
Автор: Чюрлёнис Микалоюс
Местонахождение: Музей им. М.-К. Чюрлениса, Каунас
Произведение: Цикл «Сотворение мира» - 1
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Символизм
Дата создания: 1906 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Картина Чюрлёниса «Сотворение мира 1» открывает авторский живописный цикл «Сотворение мира» и описывает повествование из Книги Бытия о первом дне сотворения нашего мира.

Из Книги Бытия нам известно о том, что в первый день Господом были созданы небо и земля, вода и свет. В этот же день свет и тьма были отделены Создателем друг от друга.

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». (Книга Бытия).

Книга Бытия повествует о начале начал, о том дне и часе, когда из небытия создаётся нечто пока никому не ведомое.

В картине мы действительно видим мало определенного. Густота темных тонов побуждает вглядываться в глубину происходящего на полотне. Синева напоминает то ли небо, то ли воду, то ли воздух. Едва намечены горизонтали - условные границы, разделяющие будущую среду обитания человека. Перед нами будто бы сам момент отделения тверди от воды, света от тьмы. Художник зафиксировал для нас собственное видение промежуточного состояния великого замысла. Непостижимый для человеческого сознания проект берёт своё начало на наших глазах. В нашем понимании это лишь хаос и беспорядок, но Высший Разум распоряжается иначе: в осуществляемом процессе всё имеет свое значение, порядок и смысл.

Творец создаёт жизненное пространство для будущих любимых чад, и все в нем будет подчинено понятным законам. Вот почему нарушение Богом данного закона ввергает жизнь обратно хаос.

История создания.

В 1906 году Чюрлёнис создал цикл работ «Сотворение мира», повторив свой первый опыт этого же цикла «Да будет». Данный цикл исполнен в темпере и тематически повторяет первый, выполненный пастелью. В отличие от первого, он известен широкому кругу зрителей.

В своём письме брату Чюрлёнис говорит о своей задумке, отметив ремаркой «очень хорошо». И пишет далее: «Последний цикл не окончен, я задумал писать его всю жизнь, конечно, постольку поскольку в дальнейшем будут новые мысли. Это сотворение мира, только не нашего, в соответствии с Библией, а какого-то другого мира – фантастического. Хочу сделать цикл по крайней мере из 100 картин, не знаю, сделаю ли». К сожалению, в задуманном масштабе проект так и не был осуществлен.

Отношение автора к вере.

С раннего детства Микалоюс столкнулся со сложностями устройства взрослого мира.

Его семья меняла места жительства из-за гонений со стороны католической церкви. Возможно, в это самое время положил своё начало вечный духовный поиск талантливого музыканта и художника. Анализируя жизнь и творчество Микалоюса, можно сказать с уверенностью, что целью этого поиска было обретение гармонии. Он тщательно вчитывался в книгу жизни, изучал теории мироздания, но всегда возвращался к первоисточнику. Именно поэтому задуманный художником цикл произведений был основан на библейском повествовании, хотя с первого взгляда на работы это трудно представить.

Он творил так, как чувствовал библейскую мудрость. Ему казалось, что ему точно удалось проиллюстрировать замысел Творца. Чюрленис раздражался, когда пытливый зритель интересовался, что именно означает та или иная его работа. «Это же понятно для мыслящего человека с живой душой и сердцем!», восклицал автор.

Многие считали мастера душевнобольным человеком. В каком-то смысле, это было правдой: слишком глубоки были его переживания, слишком самобытен и одинок был Чюрленис в своём искании Бога, истины, смысла жизни.

Художник никогда не думал о заработке. Время от времени жил чуть ли не впроголодь, но неизменно продолжал работать. Сердце художника всегда переполняла любовь к Богу и к творчеству.

Биография.

Микалоюс Константинас Чюрленис родился 22 сентября 1875 года.

Отец будущего художника был сыном крестьянина из южной части Литвы - Дзукии. Свое будущее отец мальчика связал с музыкой – он был органистом. Мать будущего художника, Адель, была по происхождению немкой.

Спустя 3 года после рождения Микалоюса семья переселилась в Друскининкай. Заметив у мальчика прекрасный слух и неординарные музыкальные способности, отец начал обучать его музыке.

С 1889 по 1893 год Чюрленис занимался в оркестровой школе М. Огиньского в Плунге. Здесь он учился играть на флейте и пытался сочинять музыку.

В 1893 году Чюрленис отправился в Варшаву. Здесь в 1894 году его зачисляют в Музыкальный Институт. В 1899 году он с отличием заканчивает его. Ему предлагают должность директора музыкальной школы в Люблине, но он отвечает отказом.

Осенью 1901 года Чюрленис едет в Германию, где становится студентом Лейпцигской консерватории. С этого момента он все больше говорит о занятиях живописью.

Через год в 1902 году, получив диплом, Чюрленис возвращается в Варшаву. Здесь он продолжает писать музыку, дает частные уроки. Молодой композитор еле сводит концы с концами и очень переживает, что не в силах помогать своим родителям.

Вскоре в юноше проснулась невероятная тяга к живописи, с которой он был не в силах совладать. Отныне музыкальные и художественные интересы постоянно пересекаются, определяя широту и разносторонность его просветительской деятельности в Варшаве.

Чюрленис упорно трудится, делая наброски, эскизы, этюды с натуры, усердно работая над гипсовыми масками. Сначала он посещает художественную студию, а затем, 1904 году, в Варшаве поступает в Школу изящных искусств. Там он увлеченно занимается астрономией, космогонией, индийской философией и особенно творчеством великого поэта и мудреца Индии Рабиндраната Тагора.

В 1905 году из-за начавшихся революционных событий, Чюрленис покидает Польшу и бежит в Литву. В 1907 году в Вильнюсе открывается Первая Литовская художественная выставка. Картины Чюрлениса привлекают внимание публики, завораживая тонкостью цветовой гаммы и идеями космического масштаба - циклы «Сотворение мира», «Зодиак» и другие.

В 1909 году он принимает участие в выставке «Союза Русских Художников». В газетах начинают появляться благосклонные отзывы о его картинах. Однако, начиная с 1909 года, художник все чаще и чаще испытывает чувство беспричинной тоски, подавленности. Непризнание, непонимание, невозможность изменить свою жизнь к лучшему - все это усугубляло его состояние.

Состояние художника постепенно ухудшалось, он перестал общаться с друзьями и знакомыми. Жена перевезла его домой в Друскининкай.

В 1909 году врачи диагностировали у Чюрлениса душевную болезнь. В начале 1910 года его поместили в небольшую клинику для душевнобольных под Варшавой. Художнику запретили рисовать и заниматься музыкой. Это еще больше обострило его состояние. Вскоре Чюрленис сбежал из больницы. Кружа по лесу, он не смог найти дорогу на волю и вернулся в больницу с воспалением легких и кровоизлиянием в мозг. 10 апреля 1911 года художника не стало.

Автор текста: Самойлова Ольга Александровна.

Оставить комментарий