Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморная скульптура царя Соломонабыла создана итальянским мастером Джованни Пизано в конце XIII века для украшения фасада Сиенского собора. Сейчас подлинная статуя экспонируется в музее Дуомо.
В Библии сказано, что Соломон родился в Иерусалиме и был третьим царём Израиля, сыном Давида. Во время правления Соломона (Х век до Рождества Христова) его царство достигло наивысшего расцвета, и в Иерусалиме был построен знаменитый Храм Соломона, главная религиозная святыня Израиля. – «Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки» (2Цар.7:13–16). Царь Соломон считался мудрейшим из людей своего времени. Он автор Екклесиаста, Песни Песней, Притчей и псалмов, его Книга Премудрости включена в состав Ветхого Завета.
Статуя изображает Соломона в полный рост, в венце и одеждах царского достоинства. Он держит в левой руке развёрнутый свиток – символический атрибут пророка. Монументальная фигура царя передаёт его величие и наполненность Божественным Духом, в лице читаются мудрость и уверенность. Разворот фигуры Соломона и разнонаправленные складки драпировки придают скульптуре необходимую динамичность.
Используя световые и пластические эффекты, Джованни Пизано мастерски передаёт в камне человеческие эмоции. Вниманием к деталям – тщательной проработкой лика, жестов, одежд с множеством складок, подчёркивается динамика всего образа. Пластику Джованни Пизано искусствоведы называют субъективной и драматичной, он завершает эпоху Проторенессанса, открытую его отцом, Никколо Пизано. Для стиля этого выдающегося мастера характерна свобода выражения и повышенная экспрессия, он не боится придавать фигурам своих героев ломаные очертания и резкие повороты, оживляя мрамор контрастной игрой света и тени.
История создания
В сентябре 1285 года Джованни Пизано отказывается от гражданства Пизы и переезжает на жительство в Сиену, где с 1287 по 1296 годы занимает должность главного архитектора Дуомо. В это время он создаёт скульптурное оформление фасада Сиенского собора, настолько впечатляющее и роскошное, настолько гармонично сочетающееся с архитектурой Дуомо, что оно начинает служить образцом для церквей всего центрального региона Италии.
Его скульптуры полны динамики и драматизма, в них чувствуется явное влияние французской готики, которую Джованни изучал во Франции в 1270-х годах. Самые известные работы этого второго сиенского периода скульптора (в свой первый сиенский период он работал вместе с отцом, Никколо Пизано, над кафедрой собора) – статуи Мириам, Платона, царя Соломона, пророков Моисея, Аггея и Исаии. Они расположены в нишах над входами, и по своим размерам немного больше, чем натуральная величина фигур.
Отношение автора к вере
О личной жизни Джованни Пизано известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей плодотворной жизни Джованни Пизано, сначала вместе со своим отцом, знаменитым итальянским скульптором и архитектором, Никколо Пизано, а затем и самостоятельно, создал ряд скульптурных композиций на религиозную тематику во многих церквях Италии.
Отец и сын Пизано являлись создателями величественного Сиенского собора, что, безусловно, говорит об их приверженности христианским ценностям. За свою жизнь мастер создал множество скульптурных образов Иисуса, Богоматери, святых и пророков. В своих статуях и рельефных композициях Джованни наделяет святых человеческими чертами, естественными и динамичными. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства художника. Десять лет Джованни прослужил главным архитектором Сиенского собора, где и нашёл своё последнее пристанище.
Биография
Джованни Пизано родился около 1248 года в семье знаменитого итальянского архитектора и скульптора Никколо Пизано. Он стал учеником своего отца и впоследствии, по мнению большинства искусствоведов, даже превзошёл его в творчестве.
В 60-х – 70-х годах XIII века Джованни постигает основы скульптурного ремесла и работает вместе с отцом в Дуомо Сиены, позже – над фонтаном Маджоре в Перудже. Первая самостоятельная его работа, уже после смерти отца – скульптурное оформление фасада баптистерия Сан Джованни в Пизе (1278 – 1284). В пластике Пизано чувствуется влияние готического стиля, который он изучал во время поездки во Францию в начале 1270-х годов. Он гармонично включает скульптурную компоненту в архитектуру здания, придавая ей эмоциональную насыщенность и динамику.
После переезда в Сиену, с 1287 по 1296 годы, Джованни Пизано работает на должности главного архитектора кафедрального собора, благодаря чему Дуомо получает наиболее богатое, среди всех итальянских готических соборов, скульптурное оформление. В самом конце XIII столетия Джованни возвращается в Пизу, где подвизается в качестве архитектора и скульптора на возведении соборов. Одна из самых значительных работ Джованни Пизано – кафедра церкви Сан Андреа в Пистойе (1297 – 1301), рельефы которой тематически сходны с рельефами кафедры баптистерия в Пизе, но более выразительны и драматичны.
С 1302 года и до своей смерти Джованни Пизано работал над кафедрой Пизанского собора, которая впоследствии была разобрана после пожара 1599 года. (После её частичного восстановления в 1926 году, некоторые фрагменты кафедры оказались в известных музеях мира).
В 1313 году в Генуе скульптор приступил к работе над надгробием императрицы Маргариты Люксембургской, но закончить её не успел. Примерной датой смерти Джованни Пизано считается 1315 год, похоронен великий мастер Проторенессанса в кафедральном соборе Сиены.
Автор текста: Марина Румянцева.