Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
В христианстве первую ипостась Святой Троицы называют Богом Отцом. Догматическое учение о Боге Отце излагается в Символе веры, сформулированном церковными соборами: "Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым".
В православии каноническим изображением Бога является икона "Троица" Андрея Рублева. Образ седовласого старца, "Ветхого днями" в большей мере распространен в католической церкви, но встречается и в православной традиции. Этот образ Бога Отца основывается на видении пророка Даниила: "Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол Его — как пламя огня, колёса Его — пылающий огонь" (Дан. 7:9).
На своей картине Джованни Доменико Тьеполо изобразил Бога Отца в образе Господа Саваофа, частного варианта иконографии "Ветхого днями". Это одно из библейских имен Всевышнего переводится как "Воинство". На картине Бог Отец представлен в образе мудрого старца с длинными седыми волосами и бородой. Его лик находится в треугольном нимбе, символизирующем Троицу. Объемный гиматий синего цвета обозначает божественную мудрость и всеведение. Приподнятые руки передают благословение Всевышнего, но у Тьеполо это скорее открытые объятия навстречу молящемуся человеку.
Общий фон картины золотой, в иконографической традиции означающий славу Божию. Вверху две головки ангелов путти представляют воинство Господне. У правого края картины видно изображение креста.
История создания
Картину "Бог Отец" Джованни Доменико Тьеполо написал в период 1770-1775 годов. В 1770 году после смерти отца, художник вернулся из Испании в Венецию и имел многочисленные заказы. Произведение демонстрирует сложившийся индивидуальный стиль живописца.
Отношение автора к вере
Джованни Доменико Тьеполо родился в семье венецианского художника Джованни Баттиста Тьеполо, исповедовавших католическую веру. Во времена жизни художника большую часть заказов составляли произведения религиозной тематики. Такие картины хотели иметь в своём доме простые граждане, и в таких произведениях нуждались церкви и монастыри. Однако работы художника представляют собой не просто труд ремесленника, но передают его личное осмысление известных сюжетов, отражают духовное возрастание на одноименных картинах.
Обучавшийся в мастерской своего отца Джандоменико выработал свой стиль, который впервые появляется в картинах посвященных Страстям Христовым, написанных для Оратория Распятия Сан-Поло в 1747—1949 годах. По мнению искусствоведов в них не только проявилась художественная индивидуальность, но и была показана "интимная интерпретации священной темы", что было новым для искусства того времени. Кроме множества картин на библейские сюжеты, художник также писал на темы венецианских карнавалов, крестьянского и цыганского быта, проявляя в своих работах внимание и любовь к жизни простого человека.
Джованни Доменико Тьеполо умер в Венеции 3 марта 1804 года, и был похоронен в церкви Сан-Маркуола по католической обряду.
Биография
Джованни Доменико (Джандоменико) Тьеполо родился 30 августа 1727 года в Венеции. Он был старшим сыном известного венецианского художника Джованни Баттисты Тьеполо. Вместе с младшим братом Лоренцо Джандоменико учился рисунку и живописи у своего отца и работал в его мастерской помощником и гравёром. В это время он познакомился с Франческо Альгаротти, для которого сделал свои первые рисунки и гравюры.
Впервые свой стиль, отличный от Тьеполо Старшего, появляется у Джандоменико в картинах посвященных Страстям Христовым, которые были написаны для Оратория Распятия Сан-Поло в 1747—1949 годах.
В 1750 - 1753 годах художник вместе с отцом и братом Лоренцо работал в Вюрцбурге, участвовал в росписи плафона парадной лестницы Вюрцбургской епископской резиденции. Ещё одной широко известной работой Джандоменико являются фрески на темы крестьянского быта и сельской жизни, созданные им в залах виллы Вальмарана-аи-Нани близ Виченцы, в которых впервые чувствуется его индивидуальный художественный стиль.
В 1756 году Джандоменико стал членом недавно образованной Венецианской академии изящных искусств, а с 1780 года был президентом Академии.
Летом 1759 года Тьеполо Младший выполнил заказ для Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге — живописный плафон с изображением "Триумфа Геракла"
В начале 1760-х годов живописец помогал отцу в создании декоративных росписей в Палаццо да Порто в Виченце и Палаццо Каносса в Вероне. В 1762 году Джандоменико вместе с отцом и братом прибыл в Мадрид по приглашению испанского короля. Художник стал соавтором росписей Королевского дворца. Но через неделю после смерти отца он попросил у короля Карла III разрешения вернуться в Венецию.
В 1772 году Джованни Доменико Тьеполо написал восемь картин на тему Страстей Христовых для испанского монастыря Сан-Филиппо Нери в Мадриде. В период с 1774 по 1778 год живописец много работал по частным заказам в живописи и графике. С апреля по 14 ноября 1785 года Джандоменико работал над росписями герцогского дворца в Генуе. Помимо серьёзных произведений Тьеполо увлекался зарисовками забавных сцен из жизни и развлечений венецианских горожан. В 1791 году художник создал серию из более чем двадцати рисунков со сценами из современной жизни. К 1790-м годам относят и выполненные художником фрески Палаццо Пападополи и Ка Редзонико в Венеции.
Джованни Доменико Тьеполо умер в Венеции 3 марта 1804 года и был похоронен в церкви Сан-Маркуола.
Автор текста: Ольга Северинова.