Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморная скульптура апостола Андреябыла создана средневековым итальянским мастером Арнольфо ди Камбио для одной из люнет фасада флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре (Дуомо).
Апостол Андрей был первым учеником Иисуса, призванным Им с братом Симоном из простых рыбаков. После Вознесения, Андрей Первозванный нёс проповеди Христа дальше других Апостолов – из Малой Азии на север, в Киевскую Русь и Новгород. Возвратившись из далёких странствий в Византию, он основал в Константинополе Христианскую церковь. Через несколько столетий, уже при Императоре Константине Великом, здесь упокоились и его Святые мощи.
Статуя святого Андрея Первозванного выполнена Ди Камбио для композиции Успения Богородицы. Простое лицо апостола, обрамлённое длинными локонами волос, исполнено благородства и какого-то детского изумления. На нём скромная одежда паломника – длинный плащ и сандалии. К груди святой Андрей прижимает Евангелие. Правая рука статуи сохранилась лишь частично. В этой скульптуре также нашло отражение увлечение Арнольфо Ди Камбио античным искусством. Драпировки статуи по форме напоминают древнегреческий гиматий, а сам образ святого весьма натуралистичен.
Используя световые и пластические эффекты, Ди Камбио мастерски оживляет камень, наделяя его человеческими эмоциями. Вниманием к скульптурным деталям – тщательной проработкой лика, жестов, драпировок с множеством ниспадающих складок, подчёркивается динамика композиции. В светлом, воодушевлённом образе апостола мастер гениально передал и Высший промысел Господень, и его земное воплощение.
История создания
Арнольфо ди Камбио считают одним из крупнейших мастеров дученто (начала Проторенессанса). Средневековый период в европейской культуре был отмечен конфликтами реальной действительности и духовной жизни. Основополагающий тезис христианского аскетизма «Дух – всё, плоть – ничто» прекрасно выражается архитектоникой готических соборов с их устремлёнными ввысь формами. В своём архитектурном творчестве Ди Камбио также придерживается готического стиля, а вот в скульптуре – выступает как один из основателей Проторенессанса.
Скульптура Апостола Андрея создавалась Арнольфо ди Камбио для украшения флорентийского собора Санта Мария дель Фьоре в конце XIII – начале XIV веков, в то время он был главным зодчим Дуомо. Она входила в состав композиции Успения Богородицы на южном фасаде. При перестройке фасада в новом стиле мастером Бернардо Буонталенти, в 1587 году все сохранившиеся скульптуры Ди Камбио были перенесены в музей собора.
Недавно музей Опера дель Дуомо приобрёл статую апостола, в числе прочих экспонатов с XIX века находящуюся в частной коллекции, для своей постоянной экспозиции.
Отношение автора к вере
О личной жизни Арнольфо ди Камбио известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей плодотворной жизни, Ди Камбио создал ряд скульптурных композиций на религиозную тематику и воплотил ряд архитектурных проектов для знаменитых церквей Италии.
Начинал свой творческий путь Арнольфо ди Камбио учеником знаменитого итальянского скульптора и архитектора Никколо Пизано, создателя Сиенского собора, что, безусловно, оказало влияние на всё его дальнейшее творчество. Самостоятельный путь он начинает с создания мемориальных скульптур, оформляя гробницы и памятники, что говорит о нём, как о человеке, глубоко верующем. В своих статуях и рельефных композициях Ди Камбио наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными.
Несколько раз мастер возвращался к теме Богоматери и Младенца – известны, по крайней мере, три таких произведения. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства художника.
Биография
Арнольфо ди Камбио, средневековый итальянский скульптор и архитектор, родился в местечке Колле ди Валь дэ Эльза, близ Сиены, между 1240 и 1245 годами. В двадцатилетнем возрасте он стал учеником и помощником Никколо Пизано, восприняв от учителя интерес к античному скульптурному наследию. Работал с ним над созданием гробницы святого Доминика в церкви Сан Доменико в Болонье и мраморной кафедры Сиенского собора.
В 1266 году ди Камбио переезжает в Рим, а с 1268 года начинает работать самостоятельно в жанре погребальной скульптуры. В Риме Арнольфо знакомится с декоративной техникой косматеско. Влияние этого стиля можно видеть и в его позднейших творениях, в базиликах Сан Паоло фуори ле Мура (1285) и Санта Чечилия ин Трастевере (1293). Одна из лучших работ Арнольфо ди Камбио – созданный совместно с Никколо и Джованни Пизано фонтан Маджоре на площади в Перудже (1278). В Риме мастер также создаёт вертепы для Санта Мария Маджоре и Санта Мария ин Арачели, памятник Папе Бонифацию VIII (1300) и бронзовую статую Апостола Петра в базилике Святого Петра. Из его работ римского периода следует также отметить надгробие кардинала Гийома де Брей в церкви Сан Доменико в Орвьето.
С 1284 года и до самой смерти мастер работает во Флоренции, где, в том числе, выполняет знаменитый рельеф «Благовещение» для церкви Санта Кроче и скульптурную группу «Оплакивание Иоанном Марии» для портала Флорентийского собора. В 1296 году Арнольфо ди Камбио начинает строительство городского собора Санта Мария дель Фьоре, для которого он также создаёт и статуи, украшавшие нижнюю часть фасада. Уцелевшие скульптуры сейчас находятся в музее собора. Исследователями творчества Ди Камбио ему приписывается авторство архитектурного проекта Палаццо Веккьо, так же как и флорентийской церкви Санта Кроче.
Умер Арнольфо ди Камбио во Флоренции, между 1302 и 1310 годами.
Автор текста: Марина Румянцева