«Ангел с Терновым венцом» - Бернини Джованни Лоренцо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Ангел с Терновым венцом»
«Ангел с Терновым венцом»
Автор: Бернини Джованни Лоренцо
Местонахождение: Церковь Сан-Андреа делле Фратти, Рим, Италия
Произведение: Статуя «Ангел с Терновым венцом»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1667 – 1669 гг.
Эпоха: Возрождение, Барокко

Описание произведения.

Мраморную статую «Ангел с Терновым венцом» Бернини создавал в 1667 – 1669 годах для моста через Тибр возле мавзолея Адриана. Мост, который так и назывался – Мост Ангелов, должны были, по замыслу скульптора, украшать фигуры Бесплотных Сил Небесных, держащие орудия Христовых Страстей.

Ангел с Венцом исполнен динамики, присущей всем скульптурам Джованни Лоренцо, внутренней энергии, прорывающейся через напряжённую позу фигуры, и трагизма. Ангел Бернини не лишён пола – он юноша, пусть и с крыльями, гибкий и мускулистый, осторожно держащий в руках массивный, щетинящийся длинными острыми шипами Венец. Экспрессию композиции подчёркивают взвихрившиеся вокруг его стана складки одежд, поворот головы и готовые раскрыться крылья за спиной. Мужественные черты лица Ангела выражают страдание, но глаза его переданы схематично, они пусты – так полагается по церковным догматам. Ангел служит лишь выражением воли Небесных Сил, главное в скульптуре не её эмоциональность, а те предметы Страстей Христовых, которые она являет.

Скульптура «Ангел с Терновым венцом» и самим мастером, и современниками была признана столь удачной, что Бернини сделал несколько её копий. Одна из них – с титулом Иисуса из Назарета, Царя Иудейского. Сейчас на мосту установлен Ангел, сделанный учениками Бернини по модели мастера.

История создания.

Мост Сан-Анжело был построен в 134 году по приказу римского Императора Адриана. Первоначально на его ограждениях были установлены статуи Побед, держащих короны и символизировавших жизненный путь Адриана. В 1300 году статуи были разрушены, а ограждения моста почти два века использовали для демонстрации казненных преступников. В 1535 году, по приказу Папы Клемента VII, на мосту появились статуи Апостолов Петра и Павла, позже к ним были добавлены и другие библейские персонажи.

В 1667 году, по заказу Папы Клемента IX, Бернини спроектировал новое ограждение моста и сделал эскизы для десяти Ангелов, несущих предметы Христовых Страстей. Двух из них скульптор создал сам, при помощи своего сына Паоло. Это Ангел с Терновым венцом и Ангел со Свитком. Когда работа подходила к завершению, Папа потребовал от скульптора выполнить их копии для личных нужд. Мастер заказ выполнил, но не отдал – новые Ангелы так и остались у Бернини до его смерти. В 1729 году внук Бернини, Просперо, пожертвовал их в семейную церковь Сан-Андреа делле Фратти.

Отношение автора к вере.

На протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни, Джованни Лоренцо Бернини, ревностный католик, выполнил множество скульптурных и архитектурных заказов, связанных со Святым Престолом.

Как примерный христианин, по свидетельству биографов и современников, он каждый день посещал мессы, исполнял необходимые духовные экзерсисы и искал наставничества у служителей церкви. Мастера связывала тесная дружба с верховным главой Ордена иезуитов, которая, как считают специалисты, оказала значительное влияние на его взгляды и искусство. Бернини называют творцом самых «рискованных» скульптурных композиций в католичестве. Его искусство было предельно эмоциональным и чувственным, и не всегда придерживалось строгих канонов классического и ренессансного стилей.

В период правления Папы Урбана VIII (1623 – 1644) и Александра VII (1655 – 1667) Бернини получал самые значимые церковные подряды в Риме, например, по украшению собора Святого Петра. Одноимённая площадь перед собором стала одним из самых успешных его архитектурных проектов.

Биография.

Джованни Лоренцо Бернини родился в Неаполе в 1598 году, в семье известного скульптора, Пьетро Бернини. Он был шестым ребёнком из двенадцати. Отец начал обучать Джованни искусству скульптуры с самого раннего детства, его талант признал сам Папа Римский, когда мальчику было всего восемь лет. Юный художник уже в подростковом возрасте получил признание и крупные проекты по украшению церквей Рима.

Высоким покровителем Бернини был кардинал Сципионе Каффарелли-Боргезе, член Папской семьи. Под его попечительством Бернини создал свои первые мраморные композиции. В 1621 году, в возрасте 23-х лет, художник был посвящён в рыцари Папой Григорием XV. Уже первые скульптуры Джованни Бернини – «Плутон и Прозерпина» (1622), «Аполлон и Дафна (1625), «Давид» (1624) показали экспрессию, аллегоризм и символизм его персонажей, что полностью соответствовало стилю барокко в изобразительном искусстве того времени. На молодого скульптора сильное влияние оказало изучение античного греческого и римского искусства, а также живописи эпохи Высокого Возрождения.

Одним из великих достижений молодого скульптора было создание колоссального балдахина в базилике Святого Петра в Ватикане. Огромный алтарный бронзовый навес является необычайно эффектным и драматичным памятником эпохи Папы Римского Барберини Урбана VIII. «Фонтан Четырех Рек» работы Бернини и сейчас остаётся одной из самых посещаемых достопримечательностей Рима.

Лоренцо Бернини вступил в брак относительно поздно, в сорокалетнем возрасте. Личная жизнь мастера не была спокойной, в молодости он из ревности чуть не убил брата и покалечил свою возлюбленную, но остался на свободе – заслуги Бернини перед европейским искусством сыграли спасительную роль. Его жена, Катерина Тезио, была младше супруга почти на два десятилетия, и подарила ему одиннадцать детей.

В 1665 году Бернини отправился в Париж, ко двору Людовика XIV, самого влиятельного, на тот момент, монархе в мире. Бюст Короля, выставленный сейчас в Версале, считается одной из лучших скульптур мастера и является венцом искусства барокко. После возвращения из Парижа, Бернини, по заказу Папы Александра VII, работал над убранством капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо, где, в том числе, изваял статуи пророков Аввакума и Даниила. В 1668 году Бернини закончил конную статую Константина Великого, начатую ещё в 1654 году, изображающую момент божественного видения, после которого Император одержал важную победу и прекратил гонения на христиан. Последней крупной работой мастера стала гробница Папы Александра VII в соборе Святого Петра.

Джованни Лоренцо Бернини был не только ведущим скульптором своего времени и талантливым архитектором, он также был художником и театральным деятелем – писал и ставил пьесы, играл в них, проектировал декорации и театральные машины.

Бернини умер в Риме в 1680 году. Был похоронен вместе с родителями в церкви Санта-Мария-Маджоре. Справа от Главного алтаря и кивория в плите пола находится семейный герб, а на нижней ступени надпись: «Джованни Лоренцо Бернини, слава искусств и города, здесь покоится смиренно».

Автор текста: Марина Румянцева.



Оставить комментарий