Адам и Ева - Дюрер Альбрехт

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Адам и Ева
Адам и Ева
Автор: Дюрер Альбрехт
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Произведение: Адам и Ева
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1507 г.

Описание произведения.

История Адама и Евы – это история грехопадения, за которое прародители человечества были изгнаны из рая и осуждены на тяжкий труд и земные муки. Картина написана на библейский сюжет, описанный в третьей главе книги Бытия: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел». (Быт. 3:1-6). Полотно представляет собой диптих, изображенный на двух независимых панелях. На одной из них Адам устремляется к своей жене. На второй стоит Ева, в ее руке лежит запретный плод, вокруг которого обвивается змей, свесившийся с Древа познания. На табличке, висящей справа от Евы, есть надпись: «Альбрехт Дюрер, немец, нарисовал эту картину после рождества Богородицы в 1507 году».

Фигуры Адама и Евы выступают из темного фона, их тела светятся, озаряя окружающую тьму. Голова Евы робко, но призывно повернута к Адаму. Ее рука с яблоком протянута к нему осторожным жестом. А он уже взял плод, который только что был ему протянут - роковое событие показано в движении. Пальцы Адама трепещут, в них отзывается трепет его сердца. Каждый сделал полшага навстречу другому: Адам смело, Ева робко. Их юные лица полны неизъяснимой прелести. Движения кисти художника нежны, округлы, осторожны. Краски наложены тончайшими просвечивающими слоями. Мягкие тона двух отдельных, но неразделимых картин излучают тепло и приглушенный свет.


В 1504 году Альбрехт Дюрер создает первую работу на данную тему — гравюру на меди «Адам и Ева». В 1507 году художник пишет диптих «Адам и Ева», предназначенный первоначально для алтаря. Однако, по неизвестным причинам, алтарь не был написан. Дюрер написал свою картину, вернувшись из путешествия по Италии, под впечатлением от искусства античности. В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Однако ошибочно полагать, что Дюрера привлекает исключительно телесная красота прародителей. Художник создает идеальные изображения прекрасных человеческих созданий, построенные по принципам классического канона, говорящие о высшей человеческой красоте, основанной на гармонии телесного и духовного начала. Рассуждая на эту тему в своих дневниках, Дюрер писал, что прародители были созданы по образу и подобию Божьему, поэтому их тела должны являть собой образец совершенной красоты. Работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей, способствуя развитию темы данного библейского сюжета.


С юных лет Альбрехт Дюрер предавался глубоким рассуждениям на тему вопросов бытия и своего предназначения. Его многочисленные автопортреты обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности соразмерно таланту, который был дарован ему Богом. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. В 1500 году поиски самоопределения художника достигают кульминации в «Автопортрете в образе Христа». Здесь самолюбование мастера, заметное в его более ранних автопортретах, сменяется трезвой прямотой. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.

Альберт Дюрер вел нравственную жизнь глубоко верующего христианина. Один из современников так писал о художнике: «За всю жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслужил порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».

Биография.

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута. 1492 - 1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве «Апокалипсис».

В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Здесь он создает выдающиеся полотна «Христос среди учителей» и «Праздник четок». Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжил заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507 - 1511 годов более важное место занимают картины. По всей видимости, художника не привлекал получивший широкое распространение в эти годы, прием сфумато и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Известный диптих «Адам и Ева» (1507) был создан именно в это период. Годы 1511 - 1514 были посвящены преимущественно гравюре. Дюрер выпустил второе издание «Апокалипсиса», цикл из двадцати гравюр на дереве «Жизнь Марии», двенадцать гравюр серии «Большие Страсти» и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – «Малые Страсти». В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее. В 1513 - 1514 годах художник создал три самых знаменитых своих листа: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I». В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный «Портрет императора Максимилиана» и образ «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» (1519 - 1520). В конце своей жизни Дюрер приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе, проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. Художник ушел из жизни в Нюрнберге 6 апреля 1528 года.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.



Оставить комментарий