Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Статую Святого Евангелиста Марка знаменитый итальянский скульптор эпохи Возрождения Алессандро Витториа создал из стукко (искусственного мрамора) в начале XVII века. Скульптура украшает памятный монумент дожа Леонардо Дона в венецианском соборе Сан-Джорджо-Маджоре.
Святой Марк, Апостол от 70-ти, стал автором второго канонического Евангелия. После Вознесения Спасителя, он отправился в далёкую Африку, где основал Церковь Христову в Египте и стал первым Епископом в Александрии. Язычники напали на Святого Марка прямо во время службы в храме, связали и заключили в узилище. В темнице ему явился Христос с воодушевляющим Словом. На следующий день Евангелист скончался ещё до расправы, со словами «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Евангелист Марк представлен в полный рост, в движении, с небольшим поворотом головы влево. На Апостоле – широкий гиматий с множеством объёмных разнонаправленных складок. В поднятой левой руке Святой держит раскрытое Евангелие, на страницы которого устремлён его взгляд, правая рука свободно опущена вдоль тела. Лик благородного мужа, обрамлённый короткими вьющимися локонами волос и бороды, умудрён и сосредоточен. Возле левой ноги Святого Марка изображён Лев, символический тетраморф Евангелиста.
Произведения Витториа отличаются изяществом и точным продуманным исполнением. Внутренняя экспрессия образов передаётся мастером через мимику и жесты. В его Библейских героях гармонично сочетаются и человеческая природа, и Высший смысл.
История создания
Статуи четырёх Евангелистов – Марка, Иоанна Богослова, Матфея и Луки Алессандро Витториа создал из стукко (искусственного мрамора) для украшения памятника дожу Леонардо Дона в венецианском соборе Сан Джорджо Маджоре уже в конце своей жизни, в начале 1600-х годов.
К образам Евангелистов мастер обращался не раз – например, ещё четыре изящные скульптуры из обожжённой терракоты, созданные им в 1580 году, отлично сохранившиеся, несмотря на прошедшие столетия, украшают экспозицию чикагского Института искусств в США.
Отношение автора к вере
Алессандро Витториа, наряду с работой над произведениями светского характера, значительную часть своего творчества посвятил библейской тематике. Об отношении мастера к вопросам веры всегда можно судить по его скульптурам – Витториа украсил своей пластикой большое количество венецианских церквей, в том числе: Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Сан-Сальваторе, Сан-Франческо делла Винья, Санта-Мария-деи-Мираколи и других.
Изящные, прекрасно исполненные произведения мастера из терракоты, бронзы и мрамора, изображающие библейских героев, динамичны, правдивы, насыщены эмоционально и духовно. Их образы, в исполнении Витториа, наделены и живыми человеческими чертами, и Божественной одухотворённостью.
Биография
Алессандро Витториа ди Виджилио делла Вольпа, выдающийся итальянский скульптор-декоратор венецианской школы, родился в Тренто в 1525 году. В 18 лет юноша переехал в Венецию, где учился рисованию и лепке в мастерской знаменитого архитектора и скульптора Якопо Сансовино. Впоследствии Витториа и Сансовино трудились вместе над большими скульптурными заказами до самой смерти Якопо, после которой Алессандро сам заканчивал многие его работы.
Алессандро Витториа мастерски владел приёмами резьбы и лепки, работал в терракоте, бронзе и мраморе. Одно из первых упоминаний имени мастера связано со скульптурным декором Палаццо Тревизан (1557–1558, Венеция, Мурано). В это же время Витториа создаёт и великолепное убранство Золотой лестницы Дворца дожей, сооруженной Якопо Сансовино – стуковые рельефы с изображениями языческих богов, античных героев, философов и аллегорий, и лестницы Либерии в библиотеке Сан-Марко.
Витториа работал с венецианскими архитекторами Санмикели и Палладио, живописцами Тицианом, Тинторетто и Веронезе. С Андреа Палладио он сотрудничал в оформлении Виллы Арнальди и Виллы Тьене (1547) близ Виченцы. С Паоло Веронезе трудился над оформлением Виллы Барбаро в Мазере (постройки Палладио) в качестве скульптора и декоратора интерьера (1560–1562).
Алессандро Витториа много работал и в области монументальной скульптуры. Наиболее известные произведения мастера: кариатиды портика библиотеки Сан-Марко, рельеф «Оплакивание Христа», статуи Святых Рокко, Антония и Себастьяна (, рельеф «Успение Девы Марии» и статуи святых Иеронима, Иоанна Крестителя, Петра, Андрея и Леонарда.
С 1563 года Витториа был членом общины Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко в Венеции, а с 1577 года – членом флорентийской Академии рисунка, основанной Джорджо Вазари.
Мастер умер в Венеции 27 мая 1608 года. На его надгробии в церкви Сан-Заккариа находится бюст, созданный самим Витториа в 1602–1605 годах.
Автор текста: Марина Румянцева.