Святой Иоанн Евангелист - Витториа Алессандро

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Святой Иоанн Евангелист
Святой Иоанн Евангелист
Автор: Витториа Алессандро
Местонахождение: Собор Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция, Италия
Произведение: Святой Иоанн Евангелист
Жанр: Статуя
Год создания: Начало 1600-х гг.
Эпоха: Ренессанс, библейский сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Статую Святого Иоанна Евангелиста знаменитый итальянский скульптор эпохи Возрождения Алессандро Витториа создал из стукко (искусственного мрамора) в начале XVII века. Скульптура украшает памятный монумент дожа Леонардо Дона в венецианском соборе Сан-Джорджо-Маджоре.

Иоанн Богослов является автором одного из канонических Евангелий и Книги Апокалипсиса. Апостол Иоанн был рядом с Учителем в самые важные и трудные моменты Его жизненного пути. И Спаситель не оставил Своего любимого ученика – оградил от чаши со смертельным ядом, сохранил и в морской глубине, и в котле с кипящим маслом. Евангелист Иоанн прожил длинную, более века, жизнь, ознаменованную множеством свершений.  

Скульптура представляет Иоанна Богослова в образе благородного мужа, стоящего в полный рост с небольшим разворотом головы и торса вправо. На Апостоле – хитон и широкий гиматий с множеством объёмных складок. Двумя руками Богослов прижимает к себе Евангелие. Лик Святого Иоанна, обрамлённый длинными волнистыми локонами волос и бороды, светел и вдохновенен, взгляд устремлён в Небеса. Возле правой ноги Евангелиста восседает Орёл – его символический тетраморф.

Произведения Витториа отличаются изяществом и точным продуманным исполнением. Внутренняя экспрессия образов передаётся мастером через мимику и жесты. В его Библейских героях гармонично сочетаются и человеческая природа, и Высший смысл.

 История создания

Статуи четырёх Евангелистов – Иоанна Богослова, Луки, Марка и Матфея Алессандро Витториа создал из стукко (искусственного мрамора) для украшения памятника дожу Леонардо Дона в венецианском соборе Сан Джорджо Маджоре уже в конце своей жизни, в начале 1600-х годов. 

К образам Евангелистов мастер обращался не раз – например, четыре изящных скульптуры из обожжённой терракоты, созданные им в 1580 году, отлично сохранившиеся, несмотря на прошедшие столетия, украшают экспозицию чикагского Института искусств в США.

Отношение автора к вере

Алессандро Витториа, наряду с работой над произведениями светского характера, значительную часть своего творчества посвятил библейской тематике. Об отношении мастера к вопросам веры всегда можно судить по его скульптурам – Витториа украсил своей пластикой большое количество венецианских церквей, в том числе: Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари, Сан-Сальваторе, Сан-Франческо делла Винья, Санта-Мария-деи-Мираколи и других.

Изящные, прекрасно исполненные произведения мастера из терракоты, бронзы и мрамора, изображающие библейских героев, динамичны, правдивы, насыщены эмоционально и духовно. Их образы, в исполнении Витториа, наделены и живыми человеческими чертами, и Божественной одухотворённостью. 

 Биография

Алессандро Витториа ди Виджилио делла Вольпа, выдающийся итальянский скульптор-декоратор венецианской школы, родился в Тренто в 1525 году. В 18 лет юноша переехал в Венецию, где учился рисованию и лепке в мастерской знаменитого архитектора и скульптора Якопо Сансовино. Впоследствии Витториа и Сансовино трудились вместе над большими скульптурными заказами до самой смерти Якопо, после которой Алессандро сам заканчивал многие его работы.

Алессандро Витториа мастерски владел приёмами резьбы и лепки, работал в терракоте, бронзе и мраморе. Одно из первых упоминаний имени мастера связано со скульптурным декором Палаццо Тревизан (1557–1558, Венеция, Мурано). В это же время Витториа создаёт и великолепное убранство Золотой лестницы Дворца дожей, сооруженной Якопо Сансовино – стуковые рельефы с изображениями языческих богов, античных героев, философов и аллегорий, и лестницы Либерии в библиотеке Сан-Марко.

Витториа работал с венецианскими архитекторами Санмикели и Палладио, живописцами Тицианом, Тинторетто и Веронезе. С Андреа Палладио он сотрудничал в оформлении Виллы Арнальди и Виллы Тьене (1547) близ Виченцы. С Паоло Веронезе трудился над оформлением Виллы Барбаро в Мазере (постройки Палладио) в качестве скульптора и декоратора интерьера (1560–1562).

Алессандро Витториа много работал и в области монументальной скульптуры. Наиболее известные произведения мастера: кариатиды портика библиотеки Сан-Марко, рельеф «Оплакивание Христа», статуи Святых Рокко, Антония и Себастьяна (, рельеф «Успение Девы Марии» и статуи святых Иеронима, Иоанна Крестителя, Петра, Андрея и Леонарда. 

С 1563 года Витториа был членом общины Скуола-Гранде-ди-Сан-Марко в Венеции, а с 1577 года – членом флорентийской Академии рисунка, основанной Джорджо Вазари.

Мастер умер в Венеции 27 мая 1608 года. На его надгробии в церкви Сан-Заккариа находится бюст, созданный самим Витториа в 1602–1605 годах.

Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий