Самсон и Далила - Стен Ян

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Самсон и Далила
Самсон и Далила
Автор: Стен Ян
Местонахождение: Музей искусств округа Лос-Анджелес (LACMA), Лос-Анджелес
Произведение: Самсон и Далила
Жанр: Художественное
Год создания: 1668 г.
Эпоха/течение: Барокко, Золотой век Голландии

Описание произведения

 

    Живя в окружении языческих народов, евреи периодически поддавались соблазну поклоняться иным богам. За отступление от завета Бог Израилев наказывал иудеев, отдавая их в порабощение окружающим племенам. Тяжелое положение приводило народ Божий к осознанию своего греха и раскаянию. Тогда Господь давал им вождя, избавляющего народ от порабощения. Такие народные герои назывались судьями, потому что через них Бог судил Свой народ. О периоде, когда евреи жили под управлением судей описано в одноименной книге Ветхого Завета.
     Самсон - судия Израиля, богатырь и народный герой, руками которого Господь наказывал филистимлян за причиненное зло израильтянам. С детства он был посвящен Богу обетом назорейства, не стриг волос и не пил сикера. Сила и помощь Божия были с Самсоном до тех пор, пока филистимская женщина, которую он полюбил, не выведала его тайну и не отрезала ему во сне волосы.
      "И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его. Она сказала: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него. Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников" (Суд.16:19-21).
    Трагичная история жизни и любви Самсона является одной из самых повторяемых тем в живописи. На своей картине Ян Стен показал большую, нарядно убранную комнату. Справа стоит большой стол с остатками трапезы. Большой очищенный лимон, лежащий на краю стола, имеет символическое значение, в живописи он означает лицемерие и двуличие. Двусмысленно смотрятся дети, играющие с собачкой. Они заставляют ее "служить" - стоять на задних лапах. Собака символизирует преданность, в контексте изображенного сюжета, преданностью Самсона играет коварная женщина.
     Слева от стола стоит кушетка, накрытая ярким узорчатым ковром. На ней сидит молодая красивая женщина в дорогом соблазнительном платье и с изящной прической. С тонкой улыбкой победительницы он смотрит, как слуга отрезает косы спящему Самсону. Но этого ей кажется мало, она протянула руку, чтобы принять от другого слуги ножницы и самой довершить начатое дело.
     Самсон показан художником спящим на расстеленном ковре. Голова богатыря доверчиво лежит на коленях возлюбленной. Выражение лица передает доверие и спокойствие, которое Самсон испытывает к хозяйке дома. На втором плане изображены филистимские воины, прячущиеся за портьерами. Они переглядываются и дают друг другу знаки подождать и сохранять тишину.

 

История создания

 

     Картина "Самсон и Далила" написана Яном Стеном в 1668 году. В этот период художник вместе с семьей проживал в сельской местности, деревне Вармонд, полностью посвятив себя живописи. Еще в Делфте начался расцвет его творчества, здесь к нему приходит широкая известность и, созданные мастером жанровые картины, приобретают популярность у современников.


Отношение автора к вере

 

      Ян Стен родился в семье, принадлежавшей протестантской конфессии. Движение реформации в Европе в XVI веке почти полностью отвергло традиции католического искусства, созданного в период Высокого Возрождения. Следуя новым художественным тенденциям, мастера создавали гораздо меньшее количество произведений искусства. Церкви ограничили наличие крупных полотен, а некоторые оказались от них совсем. Однако наличие религиозных и светских картин в домах не запрещалось.
        Художники в протестантских странах сосредоточились на светских жанрах, таких как историческая, пейзажная, портретная живопись и натюрморт. То, что Ян Стен значительную часть своих работ посвятил религиозной тематике, говорит о его интересе к изучению библейской истории и слова Божьего. Религиозные произведения Стена зачастую имеют скрытую мораль и легкую иронию, помогающую пониманию назидательно-нравственной цели произведения.
       Биографы Арнольд Хоубракен и Кампо Вейерман создали в своих трудах образ Яна Стена как кутилы и пьяницы. Однако их рассказ о художнике не заслуживает доверия и, вероятно, вызван тем, что живописец нередко выводил себя в жанровых сценах в неприглядном виде. Прожив длинную и непростую жизнь, он отличался веселым нравом и умением сохранять оптимизм в трудных обстоятельствах. Ян Стен отличался трудолюбием и написал более 800 картин, из которых до наших дней сохранились 350. Похоронен художник в протестантской церкви святого Петра.

 

Биография

 

     Голландский художник и непревзойденный мастер бытового жанра Ян Стен родился в 1626 году в городе Лейдене на юге Голландии в обеспеченной семье. Его отец был владельцем местной таверны. Ян получил начальное образование в латинской школе, а затем выразил желание стать художником. Родители поддержали сына и отдали его на обучение в Утрехт к известному мастеру живописи Николаусу Кнюпферу. Предполагают, что потом Стен обучался в Харлеме у Адриана ван Остаде и, возможно, у Дирка Халса. Искусствоведы находят в его творчестве признаки близкого знакомства с творчеством амстердамских художников начала XVII века, специализировавшихся на изображении жанровых сценок.
      Уже в 1648 году молодой Ян вместе с приятелем Габриелем Метсю основал в родном Лейдене Гильдию художников Святого Луки. Но заказов было очень мало, поэтому Стен через полгода с радостью принял предложение Яна ван Гойена стать помощником этого влиятельного художника и переехал в Гаагу.
      В 1649 году Ян Стен сочетался браком с дочерью ван Гойена Маргриет и успешно проработал с тестем в течение последующих пяти лет. Но в 1654 году отец предложил Яну возглавить таверну «De Slang» в другом городе и художник без колебаний согласился. Стен с семьей переехал в Делфт и строил грандиозные планы развития пивоваренного бизнеса, но этому не суждено было случиться. 12 октября того же года случилась катастрофа — взорвались городские склады пороха. Более 100 жителей погибло, несколько тысяч получили ранения, а большая часть города была полностью разрушена. Последующие три года были очень сложными для семьи. В пострадавшем от взрыва городе интерес к живописи сильно упал, а посетителей в таверне было крайне мало. Но именно в этот период начался расцвет творчества художника. Он нашел свое призвание — жанровые веселые картины и с удовольствием писал их одну за другой.
     В 1660 году Ян Стен с семьей навсегда уехал из Делфта. Он поселился в деревне Вармонд и полностью посвятил себя искусству. В 1670 году умерла Маргриет и Стен остался вдовцом с шестью детьми на попечении. Художник решил вернуться в родной Лейден, где был тепло принят горожанами и местной гильдией художников. Спустя два года Голландия подверглась агрессии со стороны Франции, Англии и немецких княжеств.  Художественный рынок Нидерландов пришел в упадок и Стен приобрел лицензию на открытие таверны, чтобы выжить в такой непростой ситуации.
       В 1673 году Стен женился во второй раз на Марии Ван Эгмонт. В этом браке родился еще один ребенок. В 1674 году художник был избран президентом гильдии Святого Луки.
    Точная дата кончины Яна Стена, как и причина смерти не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Петерскирхе на окраине Лейдена.  Художник оставил наследникам большие долги, а потомкам — множество великолепных произведений. Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты. Очень много работ Стена хранится в Рейксмузеуме в Амстердаме.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий