Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
История Самсона и Далилы описана в Книге Судей, входящей в список ветхозаветных книг. Родился Самсон от женщины долгое время остававшейся бесплодной и его зачатие было предсказано ангелом. Он предвозвестил, что младенец будет “назореем Божиим", "бритва не коснется головы его” и будет “спасать Израиля от руки Филистимлян”, однако, став взрослым, Самсон должен остерегаться всего, что производит виноградная лоза и не есть нечистого, тогда он сможет противостоять филистимлянам. Так и произошло по истечении определенного времени. Самсон обладал огромной физической силой и, будучи безоружен, истреблял врагов, угнетающих его народ.
Однажды он встретил филистимлянку по имени Далила и полюбил ее. Ее соплеменники, узнав о чувствах Самсона, подкупили женщину, чтобы та выведала у Самсона секрет его силы и побед. Ученые подсчитали, что вознаграждение Далилы составило 5, 500 шекелей серебра (62700 граммов).
"И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его. Она сказала: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него. Филистимляне взяли его и выкололи ему глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников" (Суд.16:19-21).
На своей картине Маттиас Стомер изобразил трагичный момент предательства. Богатырь Самсон показан безмятежно спящим. Его поза и выражение лица передают, что он чувствует себя в безопасности в доме любимой женщины. В это время Далила стоит над ним с ножницами. Художник изобразил ее как молодую женщину с миловидными, почти детскими чертами лица. Ее эмоции выдают в ней самолюбивую, капризную и лукавую душу. Далила дорого и нарядно одета, чтобы своей привлекательностью победить волю героя.
Рядом с Далилой изображена пожилая женщина со сходными чертами лица. Зритель может видеть, какой станет предательница в старости, похожей на свою мать. Но наибольшее впечатление производят не морщинистое лицо с сухой кожей, сжатые губы и тусклый взгляд, а выражение равнодушия к поступку дочери и судьбе богатыря. Поднятая рука старухи призывает к тишине в важную минуту.
Слева показан мужчина, лицо которого не видно из-за ракурса и источника света, находящегося за его фигурой. Он протягивает руку к спящему Самсону и, очевидно, символизирует филистимских воинов, пришедших схватить его.
История создания
Картина "Самсон и Далила" написана Маттиасом Стомером в 1630-х годах. В это время он оставил римскую мастерскую своего земляка Геррита ван Хонтхорста и начал самостоятельную карьеру. С 1632 по 1640 год художник работал в Неаполе. Этот период считается временем расцвета художественного мастерства Стомера.
Отношение автора к вере
Рассматривая работы художника, всегда интересно какие темы для разработки берет художник и как он их интерпретирует. Картины показывают не только мастерство живописи, но и уровень эрудиции, веры, духовности их создателя. Главными темами Стомера были религиозные образы, бытовые картины и картины на темы древнеримской истории. Такая подборка являет целостную натуру, интересующуюся историей и современностью, осмысляя их через евангельские истины.
Маттиас Стомер происходил из католической семьи. Вера, усвоенная в детстве, стала его личным выбором, что подтверждается избранием им места жительства и тем для работы. Большинство картин, созданных художником, относились к религиозной тематике и показывали его личное переживание Божественного откровения. Характерно, что последней из созданных им работ, была картина, написанная для алтаря церкви в Киудуно.
Биография
Не смотря на то, что Маттиас Стомер был популярным художником и до нашего времени дошло значительное количество работ мастера, сведения о его жизни чрезвычайно скудны. Родился Маттиас около 1600 года предположительно в городе Амерсфорт, во Фландрии. Позднее, работая в Италии, он получил прозвище по месту своего рождения - Маттео Фламандец. Семья Стомера исповедовала католицизм. Считается, что одной из причин, заставившей его покинуть родину, где хозяйничали испанцы, была активная деятельность инквизиции.
Стомер перебрался в протестантскую Голландию. Но для жизни и работы, художник выбирает Утрехт, город, оставшийся в лоне католицизма. В небольшом городе имелась своя гильдия художников. Здесь творили известнейшие последователей итальянца Караваджо, чьё творчество оказало влияние и на живопись Стомера. Последователи этого направления создавали подчеркнуто реалистичные картины. Типичным для их произведений было выдвинуть фигуры людей на первый план и контрастно разместить их на темном фоне.
Желая совершенствовать свое мастерство, Маттиас осуществил мечту многих художников - отправился в Рим, столицу мировой живописи. В Великий город Стомер прибыл в 1615 году и поступил в мастерскую к утрехтскому живописцу Герриту ван Хонтхорсту. Римский период продлился до 1632 года. Причина, по которой мастер покинул итальянскую столицу, не известна. Затем он до 1640 года работал в Неаполе, позже — в Палермо и его окрестностях (Каккамо, Монреале). Последняя из его известных работ — картины в алтаре церкви в Киудуно (1652 г.).
Дата и место смерти художника достоверно не известны. Время определяют не ранее 1652 года и не позднее 1670 года, место - на Сицилии или в Северной Италии. Маттиас Стомер считается одним из лучших мастеров ночных сцен в живописи XVII века в Западной Европе. Он является автором многочисленных работ на библейские сюжеты и темы римской истории. Картины Стомера находятся в нескольких крупных музеях мира, в том числе — в Эрмитаже.
Автор текста: Ольга Северинова.