«Поклонение пастухов» - Монтаньес Хуан Мартинес

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Поклонение пастухов»
«Поклонение пастухов»
Автор: Монтаньес Хуан Мартинес
Местонахождение: Монастырь Сан-Исидоро-дель-Кампо, Сантипонсе, Испания
Произведение: «Поклонение пастухов»
Жанр: Рельеф
Год создания: 1609 – 1613 гг.
Эпоха: Ренессанс, библейский сюжет

 Описание произведения

Деревянный полихромный позолоченный рельеф «Поклонение пастухов» испанский скульптор Хуан Мартинес Монтаньес создал в начале 1610-х годов для украшения интерьера монастыря Сан-Исидоро-дель-Кампо в местечке Сантипонсе, недалеко от Севильи. 

 По Рождеству Христову пастухам на горных пастбищах «…предстал Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2:8–12). 

Ангел благовествует, что наступает время, когда жертву во искупление людских грехов принесёт сам Христос. Поэтому именно пастухи, стерегущие стада жертвенных животных, предназначенных для заклания, стали первыми людьми, узнавшими об этом. После благой вести они отправились в Вифлеем поклониться Богомладенцу и передали слова Архангела Гавриила Деве Марии, которая «сохранила их в сердце своём». 

На первом плане многофигурной композиции представлено Святое Семейство – Мария и Иосиф, склонившиеся над яслями с Младенцем Иисусом, и пастухи, пришедшие отдать Ему почести. Лики всех участников сцены исполнены любви и благоговения. Богоматерь укутывает пеленами ножки Младенца, бережно поддерживая Его головку. В левой части рельефа, за фигурой Марии изображены два Ангела с распахнутыми крыльями, молитвенно сложившие руки на груди. В правом верхнем углу композиции находится окно, в которое заглядывают ещё одни традиционные участники Рождественской сцены – вол и осёл.

Произведения Хуана Мартинеса Монтаньеса характеризуются ювелирным исполнением и анатомической точностью строения фигур. Внутренняя экспрессия в них сочетается с общей сбалансированностью композиции. Деревянная резьба мастера покрыта позолотой и тщательно раскрашена. Избегая характерного для испанской скульптуры того времени акцента на физических страданиях героев, основное внимание Монтаньес уделяет их духовному облику, выражая его через мимику, жесты и пластику.  

 История создания

Деревянный полихромный позолоченный рельеф «Поклонение пастухов» Хуан Мартинес Монтаньес создал в начале 1610-х годов, после своего переезда в Севилью. Это прекрасное произведение, украшающее интерьер монастыря Сан-Исидоро-дель-Кампо в местечке Сантипонсе близ Севильи, было одной из тех работ, которые помогли мастеру завоевать достойное положение и признание его таланта в художественных кругах Андалусии.  

Отношение автора к вере

Об отношении мастера к вопросам религии и веры всегда можно судить по его произведениям. Известно, что большинство скульптур Монтаньеса было связано с христианской тематикой. Он был известным и уважаемым мастером деревянных ретабло, состоящих из отдельных скульптурных композиций, в алтарях многих андалузских церквей.

Прекрасные, ювелирно исполненные произведения мастера, изображающие сцены из Библии, эмоционально насыщены и одухотворены. Его герои наделены и человеческими чертами, живыми и правдивыми, и Божественной высотой Духа. 

 Биография

Испанский скульптор Хуан Мартинес Монтаньес, один из самых известных мастеров испанского Ренессанса, родился в Алькала-ла-Реаль 16 марта 1568 года. Начальный этап жизни и творчества Монтаньеса прошёл в Гранаде. В 1609 году он переехал в Севилью, где жил и работал до самой смерти. 

В Севилье мастер быстро обрёл популярность и стал главой местной скульптурной школы. Монтаньес основал свою мастерскую, у него было множество учеников и последователей. В 1636 году скульптора пригласили в Мадрид для создания бюста короля Филиппа IV. Друг Монтаньеса, знаменитый испанский художник Диего Веласкес, запечатлел его во время работы над этим произведением (портрет находится в коллекции музея Прадо).

За мастерство создания деревянных скульптур Монтаньес получил прозвище «Бог дерева» («Dios de la madera»). Его произведения, в которых экспрессия сочетается с уравновешенностью, покрыты позолотой и раскрашены. Мастер избегал делать акцент на физических страданиях своих героев, основное внимание уделяя их духовной характеристике. Статуи Монтаньеса отличаются анатомически точным, ювелирным изображением человеческого тела. 

Самые известные работы мастера: «Распятие» (1589, Прадо), «Обретение стигматов Святым Франциском» (1594, монастырь Святой Клары, Севилья), «Святой Христофор» (1597, храм Сан Сальвадор, Севилья), «Распятие» (1603, Севильский собор), «Младенец Христос» (1607, Севильский собор), «Святой Игнатий Лойола» (1610, храм Успения в Севилье), Ретабло монастыря иеронимитов Сан Исидро дель Кампо (Сантипонсе, 1612), Ретабло монастыря Санта Клара (Севилья, 1621), «Святой Франсиско Борджа» (1624, храм Успения, Севилья), «Непорочное зачатие» (1630, Севильский собор), «Святой Бруно» (1634, городской музей Севильи) и другие.

Умер Хуан Мартинес Монтаньес 18 июня 1649 года в Севилье, прожив долгую, интересную и творчески наполненную жизнь.

Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий