«Пьета (Оплакивание Христа)» - Пароди Филиппо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Пьета (Оплакивание Христа)»
«Пьета (Оплакивание Христа)»
Автор: Пароди Филиппо
Местонахождение: Базилика Санта-Джустина, Падуя, Италия
Произведение: «Пьета (Оплакивание Христа)»
Жанр: Скульптурная группа
Год создания: 1689 г.
Эпоха: Барокко

Описание произведения

Мраморная группа «Пьета (Оплакивание Христа)» была создана скульптором итальянского Барокко Филиппо Пароди в 1689 году. Скульптура находится в одноименной часовне базилики Святой Джустины Падуанской.

Композиция изображает одну из последних сцен Страстей Господних – оплакивание казненного Христа Богоматерью и учениками. В центре композиции, на возвышении, изображена скорбящая Пресвятая Дева, склонившаяся над бездыханным Сыном. Его истерзанное тело лежит в неестественной позе, руки раскинуты, Терновый Венец упал на землю, а голову Иисуса осенил фигурный нимб. Лик Спасителя спокоен и светел – Он выполнил Свою земную Миссию. Мадонна, с выражением безутешного горя, укрывает Его тело плащаницей.

Мать и Сына окружают фигуры Иоанна Богослова и Марии Магдалины. Святой Иоанн, стоящий по левую руку от Учителя, указывает на Его бездыханное тело. На лице Богослова – укор и печаль. По правую руку Христа – припавшая к Нему Мария Магдалина. Её образ исполнен экспрессии и трагизма. У ног Иисуса – Ангелочек-путти держит орудия Страстей. Ещё две фигуры Ангелов с табличкой «INRI (Иисус Назорей Царь Иудейский)» украшают постамент.

Произведения Филиппо Пароди характеризуются тончайшей ювелирной работой и сдержанной эмоциональностью, в целом свойственной эпохе Барокко. Мастер создаёт в скульптурных композициях эффект движения, умело передаёт внутренние характеристики образов, наполняя свои произведения и простым земным, и Высшим смыслами. 

 История создания

Мраморную скульптурную группу «Оплакивание Христа» для Капеллы Пьеты падуанской базилики Святой Джустины (Иустины) Филиппо Пароди создал в 1689 году. 

Одну из самых величественных церквей Италии украшает множество произведений искусства. Внутри базилики находятся три главных часовни, образующих трансепт (алтарная, Святого Луки и Святого Матфея), и ещё несколько часовен, расположенных вдоль нефа.

Отношение автора к вере

Филиппо Пароди был ревностным католиком, значительную часть своих работ он посвятил религиозной тематике. Библейские эпизоды, воссозданные мастером, полны экспрессии, характерной для Барокко, и технически безупречно исполнены. В образах Христа, Богоматери и Святых скульптор мастерски передаёт и человеческую эмоциональность, и Божественную одухотворённость своих героев. 

Пароди, в юности сам прилежно обучавшийся у великих мастеров своего времени, и впоследствии воспитавший целую плеяду талантливых скульпторов, за долгую творческую карьеру украсил своими прекрасными работами множество итальянских церквей.

Биография

Филиппо Пароди, итальянский мастер эпохи барокко, родился в семье генуэзских скульпторов в 1630 году. Сначала он обучался резьбе по дереву, а затем начал работать и с мрамором. В Риме Филиппо поступил в помощники к великому Бернини и работал в его студии с 1655 по 1661 годы. 

Вернувшись на родину, в Геную, он начал сотрудничать со знаменитым скульптором французского происхождения, Пьером Пюже, а затем и основал собственную студию. С 1661 по 1670-е годы мастерская Пароди выполнила множество заказов, в том числе, и Святого Престола. Мастер создал скульптуру «Экстаз святой Марфы» для базилики Санта Марта, Святого Иоанна для Санта-Мария-ди-Кариньяно, Мадонну с Младенцем для Санти-Витторе-э-Карло и другие. 

Пароди работает в разных городах и странах – в 1678 году в Венеции он вырезал надгробный памятник епископу Франческо Морозини в церкви Сан-Никколо-да-Толентино, в Вене создал два аллегорических бюста, символизирующих Порок и Добродетель, в 1679 году в генуэзском Палаццо Реале – скульптуру «Христос у Колонны бичевания». В 1691 году мастер работал в Падуе над полихромными мраморными статуями Святых в Капелле-дель-Тесоро («Часовня сокровищ») базилики Святого Антония Падуанского. Умер мастер 22 июля 1702 года в Генуе.

Автор текста: Марина Румянцева.





Оставить комментарий