«Пьета (Оплакивание Христа)» (1432 – 1433 гг.) - Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Пьета (Оплакивание Христа)» (1432 – 1433 гг.)
«Пьета (Оплакивание Христа)» (1432 – 1433 гг.)
Автор: Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди)
Местонахождение: Собор Святого Петра, Рим, Италия
Произведение: «Пьета (Оплакивание Христа)»
Жанр: Рельеф
Год создания: 1432 – 1433 гг.
Эпоха: Раннее Возрождение, библейский сюжет

 Описание произведения

 Мраморный рельеф «Пьета (Оплакивание Христа)» был создан великим Донателло в 1432 – 1433 годах в Риме, по заказу Папы Римского Евгения IV. Он является частью табернакля, вырезанного скульптором, который сейчас находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе Святого Петра.

Скульптурная композиция рельефа, изображающая сразу две Библейские сцены – «Положение во Гроб» и «Оплакивание Христа», представляет Божию Матерь, скорбящую о Сыне, в окружении Его учеников и последователей. Фигуры композиции исполнены в технике сплющенного рельефа, вся сцена обрамлена занавесом, который с двух сторон придерживают Ангелы. К сожалению, произведение сохранилось не очень хорошо.

Усопшего Христа за плечи и за ноги поддерживают двое благообразных мужчин в длинных накидках – это, вероятно, благородный муж Иосиф Аримафейский и Никодим из Синедриона, тайный последователь Христа. Над измождённым, израненным телом Спасителя скорбно склонились женские фигуры – Божия Матерь и Жёны-Мироносицы. Мария Магдалина изображена стоящей сзади них, с воздетыми вверх руками – здесь скульптор использовал античный образ плакальщицы. Справа, у изголовья Христа, очевидно, представлена фигура Иоанна Богослова, Его любимого ученика.

Пластике Донателло, испытавшей сильное влияние античного искусства, присуща наполненность глубоким смыслом, гуманистическое совершенство форм и внутренняя экспрессия. Произведения мастера навсегда остаются шедеврами итальянского Возрождения и эталоном высокого искусства. 

История создания

Мраморный табернакль, который венчает рельеф «Оплакивание Христа (Пьета)» Донателло создал в начале 1430-х годов в Риме, по заказу Папы Евгения IV. Табернакль, который прежде находился в капелле дель Сакраменто в Папском дворце, позже перенесли в сакристию деи Бенефичиати в соборе Святого Петра. 

Табернакль Донателло покрыт орнаментом и свободно скомпонован. Его обрамляют коринфские рифлёные пилястры и две группы Ангелов в живописных позах, выполненные высоким рельефом. В центре находится живописное изображение Мадонны с Младенцем («Мадонна делла Феббре»), приписываемое авторству Липпо Мемми.

Отношение автора к вере

Сведения о личной жизни Донателло и чертах его характера крайне скудны. Об отношении мастера к вопросам религии можно судить лишь опосредованно – по его произведениям. Большинство скульптурных композиций Донателло изображают Библейских героев и сюжеты обоих Заветов. Безусловно, величайший мастер эпохи Возрождения, был человеком верующим. В своих статуях и рельефных композициях Донателло наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными. Например, скульптуры Пророков Марка и Иоанна, из раннего периода своего творчества (начало XV века).

В поздних работах мастера усиливаются драматические ноты, например, в деревянной статуе Марии Магдалины (середина XV века) прослеживается возвращение к мотивам готики для более выразительной передачи внутренней экспрессии образа. Его рельефы на тему «Страстей Христовых» изображают мистические преображения Иисуса. Пластика фигур, их жесты отражают всю гамму душевных порывов – от отчаяния до неистовства. В последнем периоде своего творчества, Донателло через Библейские сюжеты раскрывает темы страдания, покаяния и отрешенности от земных страстей.

Биография 

Итальянский скульптор Донателло (Donatello) творил в эпоху раннего Возрождения. Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) предположительно родился во Флоренции или в ее окрестностях в 1386 году. Его отец занимался переработкой шерсти, что давало семье неплохой доход, и мечтал передать дело сыну. Юный Донателло же был склонен к творчеству, обладал художественным вкусом и выдающимися способностями. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком. Мальчик, после смерти отца, остался с матерью, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь. 

Будущий знаменитый скульптор обучался ювелирному делу в мастерской, принадлежавшей известному флорентийскому художнику и скульптору, Биччи ди Лоренцо. Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие работы. Ювелирное искусство в те времена было признано наравне со скульптурой, архитектурой и живописью. Мастера-ювелиры создавали декор флорентийского Кафедрального собора (Дуомо). Обучение Донателло ювелирному искусству оплачивал его покровитель, банкир и меценат, Мартелли. 

Своё художественное образование Донателло продолжил уже в Риме, отправившись туда в 1404 году вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески. Его учителем стал выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти. Природное трудолюбие и талант Донателло, наравне с привитыми ему во время обучения навыками, явили миру замечательные скульптуры из мрамора, дерева и бронзы, прославившие своего автора на века. В 1412 году Донателло был принят в гильдию Святого Луки как «скульптор и золотых дел мастер». 

Вернувшись из Рима во Флоренцию, мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, завоевал признание и уважение современников. Донателло старался не упускать ни одного предложения, искусство было единственной его страстью. Он не стяжал богатства. В мастерской художника висела корзина, где хранились деньги, полученные за работу, и любой из его учеников мог взять оттуда нужную сумму. 

Донателло много путешествовал. Он создавал свои шедевры не только в Венеции и Риме, но и в Пизе, Сиене, Падуе и многих других городах Италии. О его личной жизни сохранилось мало сведений, он не оставил наследников. Умер мастер в 1466 году, в 80-летнем возрасте. Перед своей кончиной он пребывал в затруднительном материальном положении, тяжело и долго болел. Донателло был погребён, с подобающими великому скульптору почестями, в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo), самом большом храме Флоренции, украшенном его гениальными творениями. 


                                                               Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий