Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Бронзовый рельеф «Пьета (Оплакивание Христа)» был создан великим Донателло в 1457 году. Сейчас произведение находится в лондонском музее Виктории и Альберта.
Скульптурная композиция рельефа, изображающая одну из Библейских сцен Страстей Господних, представляет Божию Матерь, оплакивающую Сына в окружении Его учеников и последователей. Все фигуры композиции даны высоким рельефом.
Пресвятая Дева Мария держит на коленях бездыханное тело Сына, снятое с Креста. Он снова в объятиях Матери – как тогда, когда был ещё Младенцем. Полускрытый под накидкой лик Богородицы выражает безутешную скорбь, Её взгляд опущен, рот приоткрыт в плаче или молитве.
Измождённое страданиями тело Христа прикрыто куском ткани, Его голова безжизненно склонилась к плечу, руки безвольно повисли. Спаситель будто спит – на Его лице, обрамлённом спутанными вьющимися локонами и небольшой бородкой, выражение покоя. Он выполнил земную Миссию, Своей жертвой искупив грехи человеческие.
Мать и Сына окружают фигуры Иоанна Богослова, Марии Магдалины и Дев-Мироносиц. Их образы полны экспрессии и трагизма. Над головами всех участников этой сцены, за исключением Магдалины, изображены нимбы.
Пластике Донателло, испытавшей сильное влияние античного искусства, присуща наполненность глубоким смыслом, гуманистическое совершенство форм и внутренняя экспрессия. Произведения мастера навсегда остаются шедеврами итальянского Возрождения и эталоном высокого искусства.
История создания
Бронзовый рельеф «Оплакивание Христа (Пьета)» Донателло создал в последний период своего творчества, в 1457 году, будучи уже глубоко преклонного возраста. В это время в работах скульптора всё сильнее начинают звучать трагические ноты. Считается, что рельеф – это фрагмент бронзовых дверей, заказанных мастеру для Сиенского собора, так и не завершенный. Площадь композиции небольшая – 33,5 х 41,5 см.
В настоящее время произведение находится в экспозиции музея Виктории и Альберта в Лондоне.
Отношение автора к вере
Сведения о личной жизни Донателло и чертах его характера крайне скудны. Об отношении мастера к вопросам религии можно судить лишь опосредованно – по его произведениям. Большинство скульптурных композиций Донателло изображают Библейских героев и сюжеты обоих Заветов. Безусловно, величайший мастер эпохи Возрождения, был человеком верующим. В своих статуях и рельефных композициях Донателло наделяет Святых человеческими чертами, живыми и естественными. Например, скульптуры Пророков Марка и Иоанна, из раннего периода своего творчества (начало XV века).
В поздних работах мастера усиливаются драматические ноты, например, в деревянной статуе Марии Магдалины (середина XV века) прослеживается возвращение к мотивам готики для более выразительной передачи внутренней экспрессии образа. Его рельефы на тему «Страстей Христовых» изображают мистические преображения Иисуса. Пластика фигур, их жесты отражают всю гамму душевных порывов – от отчаяния до неистовства. В последнем периоде своего творчества, Донателло через Библейские сюжеты раскрывает темы страдания, покаяния и отрешенности от земных страстей.
Биография
Итальянский скульптор Донателло (Donatello) творил в эпоху раннего Возрождения. Донателло (уменьшительно-ласкательная форма) от Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Donato di Niccolo di Betto Bardi) предположительно родился во Флоренции или в ее окрестностях в 1386 году. Его отец занимался переработкой шерсти, что давало семье неплохой доход, и мечтал передать дело сыну. Юный Донателло же был склонен к творчеству, обладал художественным вкусом и выдающимися способностями. Глава семейства умер, когда Донателло был еще подростком. Мальчик, после смерти отца, остался с матерью, и вынужден был с юных лет самостоятельно зарабатывать на жизнь.
Будущий знаменитый скульптор обучался ювелирному делу в мастерской, принадлежавшей известному флорентийскому художнику и скульптору, Биччи ди Лоренцо. Здесь Донателло освоил технику бронзового литья, в которой были выполнены многие его будущие работы. Ювелирное искусство в те времена было признано наравне со скульптурой, архитектурой и живописью. Мастера-ювелиры создавали декор флорентийского Кафедрального собора (Дуомо). Обучение Донателло ювелирному искусству оплачивал его покровитель, банкир и меценат, Мартелли.
Своё художественное образование Донателло продолжил уже в Риме, отправившись туда в 1404 году вместе с лучшим другом Филиппо Брунеллески. Его учителем стал выдающийся скульптор, архитектор, историк, непревзойдённый мастер рельефных работ Лоренцо Гиберти. Природное трудолюбие и талант Донателло, наравне с привитыми ему во время обучения навыками, явили миру замечательные скульптуры из мрамора, дерева и бронзы, прославившие своего автора на века. В 1412 году Донателло был принят в гильдию Святого Луки как «скульптор и золотых дел мастер».
Вернувшись из Рима во Флоренцию, мастер стал получать многочисленные заказы от влиятельных особ, завоевал признание и уважение современников. Донателло старался не упускать ни одного предложения, искусство было единственной его страстью. Он не стяжал богатства. В мастерской художника висела корзина, где хранились деньги, полученные за работу, и любой из его учеников мог взять оттуда нужную сумму.
Донателло много путешествовал. Он создавал свои шедевры не только в Венеции и Риме, но и в Пизе, Сиене, Падуе и многих других городах Италии. О его личной жизни сохранилось мало сведений, он не оставил наследников. Умер мастер в 1466 году, в 80-летнем возрасте. Перед своей кончиной он пребывал в затруднительном материальном положении, тяжело и долго болел. Донателло был погребён, с подобающими великому скульптору почестями, в базилике Сан-Лоренцо (Basilica di San Lorenzo), самом большом храме Флоренции, украшенном его гениальными творениями.
Автор текста: Марина Румянцева.