Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Скульптурная группа из частично раскрашенной терракоты «Оплакивание Христа» для церкви Святого Иоанна Крестителя в Модене была создана мастером эпохи итальянского Возрождения Гвидо Маццони во второй половине 1470-х годов.
Многофигурная композиция представляет одну из последних сцен Страстей Господних – оплакивание казнённого Христа Божией Матерью, Его учениками и Девами-мироносицами. Над телом Иисуса, лежащим на земле, и укрытого лишь лоскутом ткани, скорбно склонились те, кто любил Спасителя и следовал Его учению. В центре этой группы находится фигура страдающей Богоматери, почти скрытая широким мафорием с множеством ниспадающих плавных складок. Рядом с ней – печальный Иоанн Богослов, любимый ученик Христа, и рыдающая Мария Магдалина. Ещё два мужских образа, вероятно, принадлежат Никодиму и Иосифу Аримафейскому. А женские – Жёнам-мироносицам, повсюду следовавшим за Иисусом. Вся эта горестная композиция исполнена экспрессии и трагизма.
Пластика Маццони отличается реалистичностью, эмоциональной сдержанностью и точностью передачи поз и жестов. Скульптор создаёт в своих композициях почти театральный эффект движения и мастерски транслирует внутреннее состояние Библейских героев, наполняя их образы и простым человеческим, и Высшим смыслами.
История создания
Терракотовую скульптурную группу «Оплакивание Христа» для базилики Сан-Джованни-Батиста в Модене Гвидо Маццони создал в 1477 – 1479 годах. Этот Библейский сюжет мастер впоследствии повторит неоднократно. Из сохранившихся скульптурных композиций на тему «Пьеты» наиболее известны также его группы в феррарской церкви Иезуитов и в неаполитанской церкви Святой Анны Ломбардийской.
Считается, что каждый персонаж скульптурной группы Маццони является портретом жертвователя или его родственника. Например, в Модене Никодим представляет Эрколе I де Эсте, а Мария Клеопа – его жену Элеонору, а в неаполитанской группе Иосиф Аримафейский имеет черты Альфонсо II.
Отношение автора к вере
Гвидо Маццони был ревностным католиком и замечательным мастером терракотовых композиций. Значительную часть своих работ он посвятил религиозной тематике. Библейские сцены, созданные Маццони, поразительно реалистичны и технически безупречно исполнены. В образах Христа, Богоматери и святых скульптор мастерски передаёт и земную эмоциональность, и Божественную одухотворённость своих героев.
Во второй половине XV века в Северной Италии появился целый ряд мастеров, занимавшихся изготовлением скульптурных композиций из раскрашенной терракоты на библейскую тематику, среди которых Гвидо Маццони со временем занял почётное место. Традиции религиозной терракотовой скульптуры сыграли значительную роль в формировании представлений религиозных итальянцев XV – XVII столетий, которые зачастую выражались фразой: «Люди – не более чем смертная глина» (Элисон Коул).
Биография
Гвидо Маццони, итальянский скульптор и художник эпохи Ренессанса, родился в северо-итальянском городке Модена в 1445 (по другим сведениям – 1450) году. В юности он обучался художественному мастерству в студии Франческо Косса. Самая ранняя известная его работа (1473) – театральные маски и реквизит для свадьбы герцога Феррары.
Молодому Маццони довелось работать при дворах правителей Феррары, Венеции и Неаполя в качестве театрального постановщика и портретиста. Изначально занимаясь изготовлением манекенов и масок, впоследствии он увлёкся пластикой и стал признанным мастером полихромных скульптурных композиций из терракоты.
Самые известные работы Маццони – многофигурные композиции на тему «Оплакивание Христа». Гвидо Маццони создал немало скульптурных групп для церквей Модены, Феррары и Неаполя, большинство из которых не сохранилось из-за хрупкости пластического материала. Признанным шедевром стало его «Оплакивание Христа» для церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди (монастырь Монте Оливето) в Неаполе, выполненное в 1492 году по заказу герцога Альфонса II Арагонского.
Гвидо Маццони пользовался большим уважением среди современников, и в 1481 году даже получил освобождение от уплаты налогов в казну. В 1495 году мастер стал одним из первых (и самых высокооплачиваемых) итальянских художников, работавших при французском дворе Карла VIII, где он также был посвящён в рыцари. Умер мастер 1 февраля 1518 года в своём родном городе, Модене.
Автор текста: Марина Румянцева.