Неверие святого Фомы - Рембрандт Харменс ван Рейн
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Произведение посвящено евангельскому сюжету «уверение Фомы». Оно повествует о встрече воскресшего Христа и сомневающегося в истинности Его воскресения апостола – истории, описанной в Новом Завете только св. Иоанном. Другие евангелисты, вероятно, не упоминают об этом событии потому, что встреча носила очень личный характер.
Предыстория изображенного Рембрандтом момента такова. Фома, разлученный с собратьями, до сих пор не видел воскресшего Учителя. Поэтому ему трудно поверить в то, что Иисус восстал после смерти. В ответ на заверения других апостолов Фома восклицает, что поверит в воскресение Иисуса лишь тогда, когда сам убедится в нем прикосновением к ожившему телу (Ин. 20:25). И вот живой Учитель перед ним! Рембрандт изображает эмоции изумленного ученика с подробностями великолепного рассказчика. Фома поражен не только явлением совсем недавно распятого на кресте Учителя, но и предложением вложить руку в еще зияющую рану на Его теле. А это значит, что Воскресший не призрак и Он заранее ведал обо всех сомнениях своего ученика!
Название сюжета в вариациях перевода «неверие, недоверчивость или уверение святого Фомы» не было новым для времени Рембрандта. К этой теме до него обращались такие художники XVI-XVII веков, как Сальвиати, Караваджо, Рубенс. Глядя на их полотна, становится очевидным, что сомнение апостола не порицается Богом. Рембрандт подчеркивает эту мысль кротким выражением лика Христа, с любовью откликающегося на сомнения: «Подай перст (палец) твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). Живописец использует для придания выразительности композиции контрастный прием игры света и тени, унаследованный им от периода караваджизма. Фигура Иисуса Христа, расположенная в центре, окружена ярким светом – Он источник святости для «неверующего» апостола! Все прочие персонажи, включая Фому, написаны темными красками. Рембрандт смело подчеркивает не самую изящную мимику на лице апостола Фомы, который теперь после такого «индивидуального» заверения, вероятно, устыдился своего недоверия.
Художник изобразил лишь миг этой удивительной встречи Учителя и ученика, Бога и человека. Сюжет, актуальный во все времена! Вслед за изумлением, стыдом, чувством растерянности святого Фомы вскоре последует радость, выраженная им словами: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).
История создания
Выбранная художником тема произведения стала продолжением цикла картин на тему страстей Христовых, заказанных автору принцем Фредериком Генрихом Оранским в 1634 г. «Неверие святого Фомы» напрямую продолжает тему кенозиса (умаления) Бога в Новом Завете. Всемогущий Бог не только становится человеком и умирает за грехи людей, но и после своего воскресения дружески снисходит к слабости своего маловерного последователя. Поэтому такого рода антиномии, как «неверие» и «святость» смогли переплестись в художественной линии новозаветной истории одного из величайших живописцев эпохи барокко, а Фома прослыть «неверующим святым апостолом».
Отношение автора к вере
Харменс ван Рейн Рембрандт родился около 1606—1607 г. в голландском городе Лейден во время войны за независимость Нидерландов от католической Испании. Поэтому его детские впечатления были связаны с пережитыми ужасами войны, голода, эпидемии чумы и наводнений. Но не только вид человеческих страданий и смерти отложился в душе юного Харменса. Живая вера в Бога и искренняя молитва были неотъемлемой частью быта протестантских семей. В стране победившей Реформации, где большинство жителей исповедовали кальвинизм, на городских улицах и площадях звучали христианские проповеди, в которых голландцы именовались народом Божиим, «новым Израилем». Ощущался религиозный подъем.
Несмотря на протестантское воспитание, Рембрандт не был чужд и католического влияния. Его первый учитель живописи был католиком, также семья его матери оставалась преданной этому вероисповеданию. Однако именно общая протестантская тенденция познания Бога через священное слово и видимый мир оказала значительное влияние на идейное содержание не только творений самого художника, но и всего Золотого века голландской живописи. Мысль о том, что божественный замысел продолжает реализовываться в повседневной жизни и в «пост библейскую» эпоху, можно сказать, актуализировала жанр библейского историзма в искусстве. Эти идеи позволили Рембрандту создавать реалистичные и эмоциональные полотна на религиозные темы. А личные жизненные перипетии – творческое признание, финансовое и семейное благополучие, а затем, потеря детей и любимой жены, нужда и забвение – внесли в его поздние работы этой тематики особую убедительность и драматичную красоту.
Знаковой стала последняя незавершенная картина Рембрандта, написанная им в год его смерти. На ней изображен евангельский старец Симеон, держащий на руках Младенца-Христа. Долгожданная встреча и новый диалог человека и Бога. В отличие от «Фомы», это произведение повествует о торжестве человеческой веры. Оно как будто изображает итог жизни самого живописца, прошедшего длительный путь испытаний, но не изменившего своему призванию. Ведь и всё творчество Рембрандта – это его личная беседа с Творцом, его личное ожидание встречи…
Биография
Рембрандт Харменс ван Рейн родился в Лейдене 15 июля 1606 года. Он был восьмым ребёнком в многодетной и зажиточной семье мельника. Родители могли себе позволить заботиться об образовании своих детей: почти все они посещали Народную школу, но наш будущий живописец учился в Латинской гимназии и даже в возрасте 13 лет поступил в старейший в Голландии Лейденский университет. Правда, теоретическое образование не особо его заинтересовало, и очень быстро юноша ушёл изучать искусство: поначалу в родном Лейдене, у ничем не примечательного художника-ремесленника Якоба ван Сваненбюрха, позднее (в 1625 г.) – в Амстердаме, у Питера Ластмана, известного своими театрализованными историческими композициями.
Вернувшись в 1626 году в родной Лейден, будущий гений начал самостоятельную работу. Это было время активного накопления опыта и самоопределения. Художник понял, что ему близка реалистическая манера, он фиксировал свои впечатления в многочисленных натурных зарисовках и офортах, пробовал силы в законченных композициях, настойчиво стараясь проникнуть в психологию человека, уловить внутреннюю суть его души. Начиная с этого раннего периода и до конца жизни мастер писал многочисленные автопортреты. В большинстве своём они носили этюдный характер, но ведь на какой еще модели, как не на себе самом в любой момент удобно изучать лицо и мимику в различных эмоциональных состояниях!
В Амстердам Рембрандт переехал в 1631 г., а в 1634 женился на горячо любимой им Саскии ван Эйленбюрх. Это было счастливое десятилетие: художник приобрёл богатых покровителей, писал многочисленные заказные портреты, его мастерская была заполнена учениками, кроме того он стал автором нескольких шедевров («Урок анатомии доктора Тульпа», 1632, «Даная», 1636), вошедших в золотой фонд мирового искусства. Семейную жизнь Рембрандта нельзя назвать особенно счастливой: первые дети умирали в младенчестве, а в 1642 г. умерла и жена Саския, оставив на руках мастера годовалого сына – Титуса. В этом же году, после написания большой заказной работы «Ночной дозор», наметился и конфликт с заказчиками. Публика не захотела оценить как новизну замысла, так и несомненные художественные достоинства полотна. Это недопонимание в дальнейшем явилось одной из главных причин охлаждения к нему буржуазного общества и сокращения количества заказов. Но эти, а также последовавшие за ними другие несчастья, не остановили Рембрандта как художника, не подорвали его творческих сил. Упорно и настойчиво мастер продолжал идти собственным путём в искусстве. Как написал о нём искусствовед А.Г. Сечин: «Всё глубже и проникновеннее становится его творчество, всё смелее и многообразнее – живописные приёмы».
В 1656 г. было описано имущество мастера, а дом продан за долги. Многие заказчики и «друзья» отвернулись от него, обвиняя едва ли не в беспутстве и мотовстве. Интимная жизнь художника озарилась присутствием преданно полюбившей его молодой женщины – Хендрикье Стоффельс, ставшей настоящей матерью и для Титуса. Для самого Рембрандта она явилась источником нового вдохновения: именно с её неброского лица были писаны грустные и проникновенные вирсавии и мадонны. С этих пор своей жизни гений отходит от общепринятых бюргерских идеалов: деловитости, богатства, добропорядочности, а его творчество теперь отражает реальную борьбу добра и зла, остроту которой он ощутил в результате глубоких личных потрясений. И всё это отражается в его боговдохновенной живописи, приобретшей какое-то необъяснимое качество всечеловечности и особой духовности, ставшей искусством «на все времена».
Автор текста: Гречушкина Наталья Александровна.