yandex

«Малая Мадонна Каупера» - Рафаэль Санти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Малая Мадонна Каупера»
«Малая Мадонна Каупера»
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Произведение: «Малая Мадонна Каупера»
Жанр: Художественное
Год создания: 1505 г.
Эпоха/течение: Религиозный сюжет, пейзаж
Эпизод в Библии:

Описание произведения

На картине изображена Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Фигура Девы помещается на деревянную скамью, стоящую перед каменным парапетом. Облачение Богоматери составляет простое красное платье и плащ синего цвета. Поверх своих светло-русых волос Она носит вуаль, которая ниспадает на плечи. Пречистая Дева кажется погруженной в мысли, взгляд Ее задумчив и словно несколько расфокусирован. Младенец Христос нежно обвивает руками шею Матери, а Мария заботливо поддерживает Его левой рукой. Над головами каждого из персонажей обозначен едва заметный золотой нимб. Их взгляды обращены к зрителю.

За сакральными фигурами Девы Марии и Младенца Христа простирается холмистый луг с небольшим озером, в котором отражаются деревья и небо. Небо почти безоблачное, а на горизонте тянется светло-голубая цепь гор. Там же, в левой части работы, чуть ниже гор, мы можем рассмотреть две фигуры, которые неторопливо идут к озеру, наслаждаясь ясным солнечным днем и пейзажем вокруг них. Слева от Богородицы на втором плане возвышается гора, увенчанная типичным ренессансным храмом (возможно, это церковь Сан-Бернардино, где были похоронены герцоги Урбино). Купол храма и другие конструктивные элементы, характерные для католической архитектуры, дополняют и без того вездесущую атмосферу религиозной божественности и благодати.


История создания

Работа выполнена маслом на доске в 1505-м году. Имеет относительно небольшой формат – 59,5 х 44 см. Скорее всего, произведение писалось на заказ для частного лица либо для художественного рынка, поскольку изображения Мадонны с Младенцем часто преподносились в качестве свадебного подарка. Существует предположение, что изображение храма на картине означает, что работа, вероятно, была заказана некоей семьей «для благочестивых целей». В то же время, этот храмовый образ мог быть навеян Рафаэлю воспоминаниями о церкви Сан-Бернардино, которая находилась рядом с тем местом, где он вырос в Урбино.

При работе над композицией Санти черпал вдохновение из образцов творчества своего первого учителя - Перуджино, а также Леонардо и Микеланджело. Работа велась во Флоренции, где художник жил в период 1504 - 1508 гг. Там Рафаэль написал по меньшей мере 17 (!) Мадонн, одной из которых и стала «Малая Мадонна Каупера».

Свое название картина получила по фамилии владельцев, в чьей семье она хранилась на протяжении длительного времени, - династия Купер. После Куперов (их фамилия прервалась в 1905-м году) картина кочевала от одного владельца к другому, пока в 1942-м году не попала в коллекцию Национальной галереи искусства в Вашингтоне, где и хранится по сей день.

Существует также и «Большая Мадонна Каупера» -  другая работа Рафаэля на тот же сюжет, написанная в 1508-м году. Для различения этих картин между собой их именуют по размерам холста: большая и малая.


Отношение автора к вере

При жизни Рафаэля называли «апостолом гармонии» за его бесконечное стремление к божественной гармонии в своем творчестве. Святые на его полотнах полны благородного спокойствия и умиротворения, а всемирно известные «Мадонны» (их Рафаэль создал более 30!) стали символом воспевания юности, красоты, непорочности. Тем не менее, подобно образованному человеку эпохи Возрождения Санти стремился к синтезу христианской и античной культур. Особенно ярко это проявилось в его фресках, темами которых были не только богословие и библейские сюжеты, но и характерная для античности заинтересованность философией, поэзией и юриспруденцией.

 Однако нельзя сказать, что Рафаэль слепо следовал идеям ренессансного гуманизма, едва ли не провозглашавшим свое равенство Богу. Рафаэль же без ложного самовосхваления смог заслужить прозвание «божественного Санцио» (на латинский манер) еще при своей жизни.

Искренняя вера Санти предопределила его затворнический образ жизни. Он был подлинным христианским верующим, истинным добрым католиком. Символично, что родился Рафаэль в Страстную Пятницу, и своё имя получил в честь архангела Рафаила от своего верующего отца. Умер художник тоже на Страстной неделе. Свою кончину Рафаэль Санти встретил как настоящий христианин – предварительно исповедовавшись и причастившись.

Биография

Рафаэль родился в 1483-м году в Урбино, в то время это был центр художественной и культурной жизни в Италии. Его отец, Джованни Санти, был даровитым придворным живописцем, поэтому возможность обучаться рисованию у Рафаэля была с детства.

В 17-летнем возрасте Рафаэль едет в Перуджу и поступает в мастерскую крупнейшего художника, мастера Перуджино, где проучится четыре года. В 1504-м году Рафаэль перебирается во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Фра Бартоломео и многими другими флорентийскими мастерами. 

Рафаэль достаточно рано овладевает блестящей техникой изобразительного искусства. После Перуджино он учится и у Микеланджело, и у Леонардо, но при этом никогда никому не подражает, шествуя своим, последовательным и прямым, в отличие от своих учителей, путём. И, как и все мастера Высокого Возрождения, он был чрезвычайно разносторонним: он и живописец-монументалист, и замечательный портретист, и архитектор.

Начиная с 1508-го года при дворе пап Юлия II и Льва X в Риме Рафаэлем были созданы грандиозные монументальные композиции, в частности росписи апартаментов папы. Рафаэлю удивительно гармонично удаётся найти единство между архитектурой залов и иллюзорным пространством живописи: каждая фреска продолжает внутреннее пространство и как бы выводит зрителя за пределы помещения, куда-то в природу.

Как и многие художники своего времени, Рафаэль писал стихи. Сохранились его рисунки, сопровождаемые сонетами. 

Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне, там же в Риме. На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».


Автор: Людмила Нестерова. 



Оставить комментарий