Мадонна в зелени (Бельведерская Мадонна) - Рафаэль Санти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна в зелени (Бельведерская Мадонна)
Мадонна в зелени (Бельведерская Мадонна)
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия
Произведение: Мадонна в зелени (Бельведерская Мадонна)
Жанр: Художественное
Год создания: 1506 г.
Эпоха/течение: Религиозная живопись
Эпизод в Библии:

Описание произведения


На картине «Мадонна в зелени» Рафаэль изобразил трех главных персонажей Евангелия: Деву Марию, Младенцев Иисуса и Иоанна Крестителя. Все три фигуры расположены на фоне озера и травянистого луга и заключены в пирамидальную композицию. Основание пирамиды – фигуры Младенцев и вытянутая правая нога Богородицы, её вершина – голова Девы. Центральная ось композиционной пирамиды – изображение Иисуса, слева от которого, опираясь на колено, стоит юный Иоанн Креститель.

Вся композиция из трёх персонажей соединена жестами и взглядами. Мадонна, соприкасающаяся руками с Иисусом, - символ грядущего соединения Матери-Церкви с жертвой Христа. Христос же цепляется ручкой за крест, который держит Иоанн. Это отсылка к Крещению, впоследствии принятому от Иоанна, а также намёк на грядущие страсти Иисуса Христа.

Дева Мария традиционно одета в красное платье, поверх накинута синяя мантия с золотой каймой. Ее светлые волосы убраны назад и заплетены, над головой – нимб - символ святости. Синий цвет одеяний Пречистой символизирует ее небесную чистоту, красный – земные скорби, которые ей предстоит претерпеть во время смерти своего Сына.

Взгляд Богородицы устремлен на Младенца Христа, Её голова повернута влево и слегка наклонена, а руки поддерживают Сына, когда он неуверенно наклоняется вперед, чтобы коснуться креста. Взгляды двух детей, обращенный друг к другу, и ласковый взор Марии свидетельствуют о глубоких тёплых отношениях, связывающих всех трёх действующих лиц произведения.

Пейзаж, на фоне которого изображены евангельские персонажи, представлен различными растениями и видом на город с замком на горе. Фон решён в оливково-зеленых и бледно-голубых тонах. Каждое из представленных в произведении растений глубоко символично. Ягода, изображенная в нижней части картины, символизирует добродетели Марии. Ромашка (в левом нижнем углу) – воплощение чистоты и скромности Богородицы. Красный мак символизирует в христианской иконографии пролитую кровь Христа, Его Страсти и грядущее Воскресение.

В целом, картина изображает умиротворенный, спокойный и идиллический момент, нарушаемый лишь резким жестом Младенца Христа, ухватившегося за крест Иоанна.


История создания

 

Картина была написана 23-летним Рафаэлем во Флоренции в 1506 году. Работа велась в течение нескольких месяцев. Сам сюжет форматом 113 х 88 см исполнен маслом на деревянной доске. Считается, что картина писалась для друга и покровителя Рафаэля - Таддео Таддеи, который, по словам искусствоведа Джорджо Вазари, всегда хотел видеть художника «и в своём доме, и за своим столом».

По пейзажному фону, композиционному решению и цветовой гамме работа имеет сходство с созданными в тот же период «Мадонной со щеглом» и «Прекрасной садовницей» («Мадонна в зелени» - самая ранняя из этих произведений). Работая над этими картинами, Рафаэль следовал технике и некоторым приёмам Леонардо да Винчи. Например, использование уже упомянутой пирамидальной композиции или техники «сфумато». Также произведения характеризуется большой глубиной теней и тонким взаимодействием холодных и теплых тонов, которые моделируют плоть. Более того, внимательное изучение работы позволяет предположить, что небо было написано после того, как были выполнены фигуры, так как синие мазки кисти, по-видимому, повторяют контуры фигур и заметны не только на поверхности, но и на рентгенограммах.

«Мадонна в зелени» была высоко оценена меценатами эпохи Возрождения и принесла Рафаэлю заказ на роспись фрески для Папы Римского в Ватикане.

В 1773 году Габсбурги перевезли картину из замка Амбрас, где она находилась с середины XVII-го века, в Бельведерский дворец. Отсюда второе название работы - «Бельведерская Мадонна». После основания Музея истории искусств в Вене картина пополнила его экспозицию.

В Метрополитен-музее в Нью-Йорке хранится этюд композиции из красного мела, один из многих подготовительных рисунков к «Бельведерской Мадонне» Рафаэля.

 

Отношение автора к вере


При жизни Рафаэля называли «апостолом гармонии» за его бесконечное стремление к божественной гармонии в своем творчестве. Святые на его полотнах полны благородного спокойствия и умиротворения, а всемирно известные «Мадонны» (их Рафаэль создал более 30!) стали символом воспевания юности, красоты, непорочности. Тем не менее, подобно образованному человеку эпохи Возрождения Санти стремился к синтезу христианской и античной культур. Особенно ярко это проявилось в его фресках, темами которых были не только богословие и библейские сюжеты, но и характерная для античности заинтересованность философией, поэзией и юриспруденцией.

 Однако нельзя сказать, что Рафаэль слепо следовал идеям ренессансного гуманизма, едва ли не провозглашавшим свое равенство Богу. Он без ложного самовосхваления смог заслужить прозвание «божественного Санцио» (на латинский манер) еще при жизни.

Искренняя вера Санти предопределила его затворнический образ жизни. Он был подлинным христианским верующим, истинным добрым католиком. Символично, что родился Рафаэль в Страстную Пятницу, и своё имя получил в честь архангела Рафаила от своего верующего отца. Умер художник тоже на Страстной неделе. Свою кончину Рафаэль Санти встретил как настоящий христианин – предварительно исповедовавшись и причастившись.


Биография


Рафаэль родился в 1483 году в Урбино, в то время это был центр художественной и культурной жизни в Италии. Его отец, Джованни Санти, был даровитым придворным живописцем, поэтому возможность обучаться рисованию у Рафаэля была с детства.

В 17-летнем возрасте Рафаэль едет в Перуджу и поступает в мастерскую крупнейшего художника, мастера Перуджино, где проучится четыре года. В 1504 году Рафаэль перебирается во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Фра Бартоломео и многими другими флорентийскими мастерами. 

Рафаэль достаточно рано овладевает блестящей техникой изобразительного искусства. После Перуджино он учится и у Микеланджело, и у Леонардо, но при этом никогда никому не подражает, шествуя своим, последовательным и прямым, в отличие от своих учителей, путём. И, как и все мастера Высокого Возрождения, он был чрезвычайно разносторонним: он и живописец-монументалист, и замечательный портретист, и архитектор.

Начиная с 1508 года, при дворе пап Юлия II и Льва X в Риме Рафаэль создает грандиозные монументальные композиции, в частности, росписи апартаментов папы. Рафаэлю удивительно гармонично удаётся найти единство между архитектурой залов и иллюзорным пространством живописи: каждая фреска продолжает внутреннее пространство и как бы выводит зрителя за пределы помещения куда-то в природу.

Как и многие художники своего времени, Рафаэль писал стихи. Сохранились его рисунки, сопровождаемые сонетами.

Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне, там же в Риме. На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».


Автор текста: Людмила Нестерова.



Оставить комментарий