Мадонна с младенцем и херувимами - Мантенья Андреа

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна с младенцем и херувимами
Мадонна с младенцем и херувимами
Автор: Мантенья Андреа
Местонахождение: Пинакотека Брера, Милан
Произведение: Мадонна с младенцем и херувимами
Жанр: Художественное
Год создания: ок.1485 г.
Эпоха/течение: Раннее Возрождение, падуанская школа
Эпизод в Библии:

Описание произведения

 

Именно эта картина Андреа Мантенья ассоциируется с песнью «Честнейшая херувим», составленной когда-то преподобным Космой Маюмским. 

Великая роль Богородицы для человечества и для мира изложена в известных словах архангела Гавриила, сказанных в момент Благовещения: «…радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. <...> не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:28–33).

Богородица с младенцем окружена со всех сторон херувимами с ангельскими ликами, славящими в своем пении Бога. 

Горний мир художник написал плотными пятнами, используя яркие цвета и тяжелые объемы, добившись эффекта сияния. При мир горний выглядит более реальным, чем какой-либо земной интерьер в его произведениях. 

Богородица здесь задумчива, от Её лица исходит внутренний свет, но оно тронуло легкой печалью. Она обнимает Младенца, придерживая Его ножку, а Он стоит, прижавшись к Матери щекой. Младенец обхватил Мать ручками за шею, но они не смотрят друг на друга, глубина их чувств и нежности передана без слов и взглядов. 

Зритель может ощутить тихую и светлую любовь в изображенных прикосновениях Матери и маленького Сына, в грусти, которая читается в атмосфере картины. 

Однако картина неоднозначна, как кажется на первый взгляд: здесь есть и торжественные радостные ноты. Складывается ощущение, что Богоматерь с Христом парят в облаках в окружении небесного хора. Прозрачный, разреженный воздух наполнен шелестом синих и красных крыл, Младенец, устремив взор в Вечность, внемлет вдохновенному пению этих малышей. 

 

История создания

 

Работа была написана в зрелый период, вероятно, когда Андреа Мантенья пребывал в Тоскане и считался признанным художником.

В произведении прослеживается влияние на художника его родственника - живописца Джованни Беллини. В основе произведения лежит сильно переработанная иконография Маэсты — величания Мадонны.

 

Отношение автора к вере

 

Художник был одним из титанов течения гуманизма в Италии, поэтому на его творчество повлияла античная изобразительная культура, бывшая один из эстетических идеалов течения. 

Этим отчасти объясняется патетичность, эмоциональность и драматизм его произведений. Как для искусства североевропейской поздней готики в целом, так и в его творчестве сочетаются повышенная экспрессия с античным пафосом. При этом мастер известен, прежде всего, своими религиозными картинами, что свидетельствует о том, что художник стремился постичь глубину духовых смыслов и донести их до зрителя.

 

Биография

 

Андреа Мантенья родился около 1431 года в итальянском местечке Изола-ди-Картура близ Венеции в семье дровосека. В 1441 году был усыновлен знатоком древностей и художником Франческо Скварчоне, который учил его изобразительному искусству, латыни и пробудил в нём интерес к античности. В 1445 году был записан в цех живописцев Падуи.

В возрасте 17 лет Мантенья через суд добился независимости от Скварчоне и с тех пор работал как самостоятельный художник. Первой крупной работой художника стала роспись капеллы Оветари в Падуе совместно с Никколо Пиццоло.

В молодости Мантенья испытал влияние флорентийской школы, в частности, Донателло.

В 1453 году художник женился на Николосии (Николози), дочери Якопо Беллини. В 1460 году стал придворным художником у герцогов Гонзага и оставался в этой должности до конца своих дней.

В 1466–1467 гг. Мантенья посетил Тоскану, а в 1488–1490 гг. - Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу.

В своей живописи он следовал традиции флорентийца Мазаччо, но отдавал предпочтение более стойкой темпере, как это было принято у мастеров Венеции.

Мантенья скончался 13 сентября 1506 года в Мантуе. Его прах покоится в базилике Сант-Андреа.

 

Автор текста: Левченко Алена Михайловна.

 

Оставить комментарий