«Мадонна с канделябрами» - Росселино Антонио

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Мадонна с канделябрами»
«Мадонна с канделябрами»
Автор: Росселино Антонио
Местонахождение: Частная коллекция
Произведение: «Мадонна с канделябрами»
Жанр: Рельеф
Год создания: 1457 – 1461 гг.
Эпоха: Возрождение, Кватроченто
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Полихромный терракотовый рельеф «Мадонна с канделябрами», изображающий Богоматерь с Младенцем между двух светильников, выдающийся итальянский скульптор эпохи Ренессанса, Антонио Росселино, создал в конце 1450-х – начале 1460-х годов во Флоренции. Сейчас произведение находится в частной коллекции.

В центре полихромного рельефа, заключённого в массивную узорчатую раму, находятся образы Богоматери и Младенца Иисуса. Изображение канделябров со свечами рядом с Мадонной и Младенцем трактуется как представление Святого Семейства в виде светочей Небесных. Пресвятая Дева восседает на троне, держа на коленях Сына. На юной Марии – светло-коричневый хитон из тонкой ткани, перехваченный поясом под грудью, и светло-голубая накидка. Прекрасный лик Мадонны исполнен нежности и Божественного света, на губах – едва заметная улыбка, над головой – позолоченный нимб. Она с любовью смотрит на малыша Иисуса.

Иисус, Сын Божий и человеческий, одетый в лёгкую короткую рубашку, сидит на небольшой разноцветной подушечке. Он осторожно сжимает в ручках голубка, символа Святого Духа. Детская фигурка Христа полна естественной грации, лик радостен и светел. Над Его кудрявой головкой сияет, как и у Матери, позолоченный нимб. Фон рельефа спокойный, серо-голубой.

Пластика Антонио Росселино, выдающегося мастера флорентийской школы, ювелирна и полна телесной красоты, свойственной гуманистическому Ренессансу. Тонкая проработка всех скульптурных деталей – не только Библейских образов, но и второстепенных предметов, сообщает композиции динамику, наполняет объёмностью и эмоционально украшает картину. Используя световые и пластические эффекты, Росселино мастерски оживляет камень, передавая в своих композициях и Божий промысел, и его земное воплощение. 

 История создания

Полихромный рельеф из глазированной терракоты «Мадонна с канделябрами», созданный Антонио Росселино в 1457 – 1461 годы в семейной мастерской во Флоренции – одно из самых известных произведений мастера. Образ Богоматери занимает в творчестве скульптора особенное место – из мрамора и терракоты он сотворит множество своих прекрасных Мадонн, по достоинству оцененных и в его современности, и в будущем. 

Сейчас это замечательное произведение украшает одну из частных коллекций, и периодически экспонируется на выставках предметов искусства по всему миру.

                                                                                                                       

Отношение автора к вере

Антонио Росселино, как и старший брат, ставший ему отцом, великий Бернардо Росселино, был ревностным католиком. Братья неоднократно выполняли заказы Папского престола по скульптурному оформлению итальянских церквей и созданию мемориальных памятников священнослужителям. Скульптурные композиции, созданные Росселино на Библейские темы, эмоционально насыщены и ювелирно исполнены. Очевидно, что они выражают его истинные чувства.

За свою недолгую, но весьма плодотворную творческую жизнь, Антонио Росселино выполнил большое количество заказов иерархов католической церкви. Одной из самых значительных скульптурных работ мастера стало надгробие кардинала Португальского во флорентийской церкви Сан Миньято аль Монте. 

Историк итальянского искусства Джорджо Вазари писал о христианских ценностях в творчестве Росселино: «И чем больше произведения его представляются людям преисполненными стараний и побежденных им трудностей, тем больше продолжают они удивляться, усматривая в его работах именно эти два качества. Но этим-то он и заслужил себе честь и славу непреложного образца, на примере которого современные скульпторы могли научиться создавать статуи, доставляющие и им величайшие похвалы и величайшую известность за преодоленные ими трудности». 

Биография 

Антонио Росселлино (Антонио Гамбарелли), выдающийся скульптор итальянского Возрождения, родился в Сеттиньяно, близ Флоренции, в 1427 году. Его старший брат, знаменитый итальянский скульптор и архитектор, Бернардо Росселлино, заменил Антонио рано умершего отца. Он же обучал юношу искусству скульптуры. 

Антонио работал во Флоренции, в семейной мастерской, а также в Эмполи, Фаэнце, Венеции и Неаполе. В начале карьеры он, преимущественно выполнял заказы на создание посмертных памятников (гробниц и саркофагов) выдающимся гражданам республики. Антонио был отличным портретистом, в своей работе над портретным сходством усопших, он использовал посмертные маски, чем достигал особой выразительности облика.

Пластика мастера замечательна своей, характерной для флорентийской школы, ювелирностью – он умело использовал игру света и тени на поверхности материала, в своих рельефах стирая грань между живописью и скульптурой. «После Донателло Антонио обогатил искусство скульптуры особым блеском и завершенностью, стараясь высекать и закруглять свои фигуры так, чтобы они казались совершенно круглыми и законченными, чего в таком совершенстве в скульптуре до тех пор не встречалось, а так как он первый это ввел, то после него в последующие годы и в наше время это и проявилось всем на диво» (Джорджо Вазари).

Умер мастер в 1479 году во Флоренции.

                                                                      Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий