Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Мраморную скульптуру Мадонны с Младенцем и святой Анной - матерью Богородицы, Андреа Сансовино, знаменитый итальянский мастер эпохи Высокого Возрождения, создал в начале второго десятилетия XVI века для украшения римской церкви Святого Августина.
Скульптурная композиция представляет двух женщин, сидящих рядом – Пресвятую Богородицу с Младенцем Иисусом на коленях и Святую Анну, которую к моменту Рождества Христова уже не было в живых. Мария, расположенная немного ниже, бережно придерживает Своё шаловливое Дитя. На Ней – длинная накидка из тонкой ткани с ниспадающими складками. От величественного образа молодой женщины веет спокойствием и достоинством. Прекрасный лик Мадонны светел и спокоен. Фигурка Младенца Иисуса в Её объятиях исполнена естественной грации. На лице малыша, обращённом к бабушке, святой Анне, сияет улыбка.
Родители Марии, святые Иоаким и Анна, были людьми весьма состоятельными, но бездетными, за что подвергались порицанию своих соплеменников. Только в преклонных летах Создатель послал им долгожданную дочь. – «Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Своё обещание святая Анна сдержала – с трёх лет и до самой смерти родителей Дева Мария находилась во Храме.
Святая Анна на скульптуре изображена сидящей немного выше Девы Марии. Она положила руку на плечо Дочери и улыбается Богомладенцу. Образы Святого Семейства наполнены жизнью, Божественным светом и любовью.
Скульптуры Андреа Сансовино легки, живописны и ювелирно исполнены – недаром его называют «певцом изящной безмятежности». Тщательная проработка пластических деталей придаёт композициям динамичность и эмоциональную насыщенность. Используя световые и пластические эффекты, мастер оживляет мрамор, наполняя произведение и земными, человеческими чувствами, и возвышенными эмоциями Божественной любви.
История создания
За годы своей творческой жизни Андреа Сансовино, выполняя церковные и частные заказы, изваял из терракоты, дерева и мрамора множество библейских образов. Его произведения отличаются безупречной техникой исполнения, лёгкостью и одухотворённостью, каждая скульптура мастера прекрасна по-своему.
В 1512 году Сансовино создаёт одну из самых известных своих композиций – мраморную скульптурную группу «Мадонна с Младенцем и святой Анной». Знаменитый итальянский историк искусства, Джорджо Вазари, так описывал эту скульптуру: «В церкви Сант Агостино в Риме, а именно на одном из столбов посреди церкви, он высек из мрамора Святую Анну с Богоматерью и Христом на коленях величиной чуть меньше естественной; произведение это можно считать лучшим из современных, а в самом деле – не только в старой женщине видим мы живую и очень естественную радость, а в Мадонне божественную красоту, но фигура младенца Христа так хорошо сделана, что ни одна другая не сравнится с ней по красоте и законченности».
Отношение автора к вере
Андреа Сансовино был ревностным христианином, в течение многих лет он выполнял заказы Папского престола. На протяжении своей творческой жизни мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику во многих известных итальянских церквях. Творчество Сансовино отличается ювелирным исполнением, изяществом и одухотворённой красотой. Его религиозные сюжеты, несомненно, выражают истинные чувства верующего человека.
Сансовино находился на папской службе, создавая прекрасные скульптуры в римских церквях, семь лет – с 1505 по 1512 год. С 1513 по 1527 год, вернувшись из Рима на родину, мастер занимал должность начальника архитектурных и скульптурных работ в Санта Каза в Лорето. «Святая хижина» (Santa Casa) – одна из величайших святынь католицизма, христиане почитают её также как и дом Святого Семейства в Назарете.
Биография
Андреа Сансовино (Андреа Кантуччи), итальянский скульптор и архитектор эпохи Высокого Возрождения, родился около 1467 года в тосканском городке Монте-Сан-Савино в семье зажиточного крестьянина. С раннего детства Андреа рисовал на всём, что попадалось под руку, и лепил фигурки из глины. Юношей он обучался мастерству у знаменитого флорентийского скульптора-литейщика Антонио Поллайоло и самостоятельно изучал античную скульптуру в садах Медичи.
Первыми произведениями Андреа были терракотовые скульптуры алтаря церкви Санта Агата в родном городе и алтарь во флорентийской церкви Санто Спирито – с фигурами апостолов Иоанна и Матфея, Младенца Христа с двумя ангелами и барельефами «Благовещение», «Коронование Богородицы» и другими.
Около 1491 года Сансовино, уже получивший известность, был приглашен, через Лоренцо Медичи Великолепного, португальским королём Жуаном II в Лиссабон, где провёл, в общей сложности, девять лет, занимаясь архитектурными и скульптурными работами. В частности, он построил роскошный королевский дворец и создал деревянный резной алтарь с фигурами апостолов и пророков для монастыря Святого Марка в Коимбре.
Вернувшись на родину в 1500 году, Андреа Сансовино получил заказ на создание мраморной группы «Крещение Господне» над восточным порталом флорентийского баптистерия, и эта работа принесла ему ещё более широкую известность. Сразу после её завершения, Сансовино создал знаменитую скульптуру Мадонны с Младенцами Христом и Иоанном для Кафедрального собора Генуи. В 1505 году Папа Юлий II пригласил мастера в Рим для сооружения надгробных памятников в церкви Санта Мария дель Пополо кардиналам делла Ровера и Сфорца, которые впоследствии поразили современников смелостью и новизной. В 1512 году Сансовино изваял мраморную группу Мадонны с Младенцем и святой Анны в римской церкви Сант Агостино.
Последней работой художника было украшение «Святого дома» в Лорето статуями пророков и сивилл, а также барельефами с библейскими сценами по заказу Папы Льва X. Сам Сансовино успел изваять только статую пророка Иеремии и рельеф «Благовещение», остальные скульптуры были сделаны по его моделям и рисункам другими мастерами.
Умер Андреа Сансовино в своём родном городе в 1529 году. Современники и последователи мастера называли его «певцом изящной безмятежности» и «Рафаэлем от скульптуры». Якопо Татти, лучший ученик скульптора, в честь своего учителя принял его имя – Сансовино.
Автор текста: Марина Румянцева.