«Мадонна с Младенцем» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург ) - Росселино Антонио

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Мадонна с Младенцем» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург )
«Мадонна с Младенцем» (Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург )
Автор: Росселино Антонио
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: «Мадонна с Младенцем»
Жанр: Рельеф
Год создания: 1460-е гг.
Эпоха: Возрождение, Кватроченто
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Мраморный рельеф «Мадонна с Младенцем» выдающийся итальянский скульптор эпохи Ренессанса, Антонио Росселино, создал в 1460-х годах во Флоренции. Сейчас произведение находится в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

В центре рельефа, между парящими в небе ангелочками-путти находятся образы Мадонны и Младенца Иисуса. Мария восседает на троне, бережно, обеими руками, придерживая Сына на своих коленях. На юной хрупкой Богоматери – хитон с большой брошью, перехваченный поясом под грудью и лёгкая накидка со струящимися складками. Прекрасный лик Марии светел, на губах – едва заметная улыбка, над головой – нимб. Любящий взгляд Её миндалевидных глаз направлен на малыша Иисуса.

Богомладенец, окутанный тонкими пеленами, сжимает в кулачке пальцы Матери. Его фигурка полна естественной грации, лик радостен и светел. Иисус с интересом и открыто смотрит вперёд, на этот мир. Над Его кудрявой головкой сияет нимб. Контуры фигур Святого Семейства мягкие, от высокого рельефа на первом плане переходящие к живописным линиям.

Пластика Антонио Росселино, выдающегося мастера флорентийской школы, ювелирна и полна телесной красоты, свойственной гуманистическому Ренессансу. Тонкая проработка всех скульптурных деталей – не только библейских образов, но и второстепенных предметов, сообщает композиции динамику, наполняет объёмностью и эмоционально украшает картину. Используя световые и пластические эффекты, Росселино мастерски оживляет камень, передавая в своих композициях и Божий промысел, и его земное воплощение. 

История создания

Мраморный рельеф «Мадонна с Младенцем», созданный Антонио Росселино в 1460-е годы в семейной мастерской во Флоренции, – одно из самых выдающихся произведений мастера. Образ Богоматери занимает в творчестве скульптора особенное место – из мрамора и терракоты он сотворит множество своих прекрасных Мадонн, по достоинству оцененных и в его современности, и в будущем. 

Сейчас это замечательное произведение украшает коллекцию Эрмитажа в Санкт - Петербурге, в которую поступило в 1914 году от частного жертвователя.                                                                                   

Отношение автора к вере

Антонио Росселино, как и старший брат, ставший ему отцом, великий Бернардо Росселино, был ревностным католиком. Братья неоднократно выполняли заказы Папского престола по скульптурному оформлению итальянских церквей и созданию мемориальных памятников священнослужителям. Скульптурные композиции, созданные Росселино на библейские темы, эмоционально насыщены и ювелирно исполнены. Очевидно, что они выражают его истинные религиозные чувства.

За свою недолгую, но весьма плодотворную творческую жизнь, Антонио Росселино выполнил большое количество заказов иерархов католической церкви. Одной из самых значительных скульптурных работ мастера стало надгробие кардинала Португальского во флорентийской церкви Сан-Миньято-аль-Монте. 

Историк итальянского искусства Джорджо Вазари писал о христианских ценностях в творчестве Росселино: «И чем больше произведения его представляются людям преисполненными стараний и побежденных им трудностей, тем больше продолжают они удивляться, усматривая в его работах именно эти два качества. Но этим-то он и заслужил себе честь и славу непреложного образца, на примере которого современные скульпторы могли научиться создавать статуи, доставляющие и им величайшие похвалы и величайшую известность за преодоленные ими трудности». 

Биография

Антонио Росселлино (Антонио Гамбарелли), выдающийся скульптор итальянского Возрождения, родился в Сеттиньяно, близ Флоренции, в 1427 году. Его старший брат, знаменитый итальянский скульптор и архитектор, Бернардо Росселлино, заменил Антонио рано умершего отца. Он же обучал юношу искусству скульптуры. 

Антонио работал во Флоренции, в семейной мастерской, а также в Эмполи, Фаэнце, Венеции и Неаполе. В начале карьеры он, преимущественно выполнял заказы на создание посмертных памятников (гробниц и саркофагов) выдающимся гражданам республики. Антонио был отличным портретистом, в своей работе над портретным сходством усопших, он использовал посмертные маски, чем достигал особой выразительности облика.

Пластика мастера замечательна своей, характерной для флорентийской школы, ювелирностью – он умело использовал игру света и тени на поверхности материала, в своих рельефах стирая грань между живописью и скульптурой. «После Донателло Антонио обогатил искусство скульптуры особым блеском и завершенностью, стараясь высекать и закруглять свои фигуры так, чтобы они казались совершенно круглыми и законченными, чего в таком совершенстве в скульптуре до тех пор не встречалось, а так как он первый это ввел, то после него в последующие годы и в наше время это и проявилось всем на диво» (Джорджо Вазари).

Умер мастер в 1479 году во Флоренции.

Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий