«Мадонна с Младенцами Иисусом и Иоанном» - Сансовино Якопо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Мадонна с Младенцами Иисусом и Иоанном»
«Мадонна с Младенцами Иисусом и Иоанном»
Автор: Сансовино Якопо
Местонахождение: Церковь Сан-Сальвадоре, Венеция, Италия
Произведение: «Мадонна с Младенцами Иисусом и Иоанном»
Жанр: Статуя
Год создания: 1557 – 1561 гг.
Эпоха: Возрождение, библейский сюжет
Эпизод в Библии:

 Описание произведения

Мраморную статую «Мадонна с Младенцами Иисусом и Иоанном» Якопо Сансовино, знаменитый итальянский мастер эпохи Возрождения, создал во второй половине XVI века для украшения гробницы дожа Франческо Веньера в венецианской церкви Сан-Сальвадоре.

Скульптура представляет собой полноростовое изображение Мадонны, держащей на левой руке Младенца Иисуса, а в правой ладони – ручку Иоанна Крестителя, стоящего у Ее ног. Статуя помещена в мраморную нишу, над головой Богоматери – геометрический узор из прямых и волнистых линий, символизирующий сияние. 

На Деве Марии – хитон из тонкой ткани и длинная накидка с множеством плавно струящихся вниз складок. Лик Мадонны в обрамлении вьющихся волос, спокоен и светел, взгляд опущен. Образ молодой женщины величественен, от него веет спокойствием и достоинством. Фигурка Младенца Иисуса, которого Она бережно придерживает у сердца, исполнена естественной грации. Он обеими ручками держится за Мать, но прямо и открыто смотрит в мир. Младенец Иоанн прижался к ногам Марии, его взгляд обращен к небесам, рот приоткрыт от удивления. Образы Пречистой Девы и маленьких братьев (Мария приходилась Елизавете, матери Иоанна Крестителя, двоюродной сестрой) как будто наполнены Божественным светом.

Скульптуры Якопо Сансовино, как и других представителей флорентийской школы, ювелирно исполнены и прекрасны своей античной гармонией. Тщательная проработка деталей придаёт композициям динамичность и эмоциональную насыщенность. Используя световые и пластические эффекты, мастер оживляет мрамор, наполняя произведение и земными, человеческими чувствами, и возвышенными эмоциями Божественной любви. 

История создания

За годы своей творческой жизни Якопо Сансовино, выполняя церковные и частные заказы, изваял из дерева, терракоты, бронзы и мрамора множество библейских сюжетов. Его произведения отличаются ювелирной техникой исполнения и античной гармонией фигур, каждая скульптура мастера прекрасна по-своему. Особенное место в творчестве мастера занимает образ Богоматери. Мадонны Сансовино исполнены света и любви – и к Сыну, и ко всему человечеству.

Скульптура «Мадонна с Младенцами Иисусом и Иоанном» была вырезана мастером для украшения гробницы венецианского дожа Франческо Веньера, она расположена в её левой нише. Эту великолепную гробницу Якопо Сансовино создал из цветного мрамора в 1557 – 1561 годах в венецианской церкви Сан-Сальвадоре как благодарность Веньеро за помощь в получении большого числа строительных подрядов.

 Отношение автора к вере

Якопо Сансовино был христианином, в течение многих лет он выполнял заказы Папского престола. На протяжении своей творческой жизни мастер создал множество скульптурных композиций на религиозную тематику во многих известных итальянских городах и церквях. Творчество Сансовино отличается ювелирным исполнением и одухотворенной античной красотой. Его библейские сюжеты и образы, несомненно, выражают истинные религиозные чувства художника. 

Якопо Сансовино находился на папской службе, создавая прекрасные скульптуры в римских церквях, более двадцати лет – с 1505 по 1527 год. С 1529 года, вынужденный покинуть завоеванный ландскнехтами Рим и обосновавшись в Венеции, он становится её главным архитектором. Под руководством Сансовино город был преображен, мастер создал там множество прекрасных зданий, в том числе, и церквей, оформив их своими скульптурами.

О последних месяцах жизни творца  Джорджо Вазари пишет: «И вот этот человек, занимавший столь исключительное место в скульптуре и архитектуре, прожив свой век на радость людям и во славу Господа, даровавшего ему талант, благодаря которому он блистал среди нас так, как об этом уже говорилось выше, достигнув девяностотрехлетнего возраста и почувствовав некоторое общее утомление, прилег отдохнуть на свою постель и, не испытывая никаких страданий, даже умудряясь вставать и одеваться как здоровый человек, провел в ней полтора месяца, постепенно потухая; пожелав, наконец, причаститься святых тайн; после чего, все еще надеясь прожить еще несколько лет, он умер от истощения второго ноября 1570 года. И хотя, дожив до такого возраста, он полностью завершил все то, что ему было предначертано природой, все же вся Венеция о нем пожалела».

 Биография 

 Якопо Сансовино (урождённый Якопо Татти) – итальянский скульптор и архитектор эпохи Высокого и Позднего Возрождения, родился 2 июля 1486 года во Флоренции. В 1500 году он поступил в ученики к Андреа Сансовино, чьё имя, из уважения и любви к учителю, впоследствии и взял. 

Якопо сопровождал Андреа в Рим, где они изучали античную скульптуру, а в 1505 году был нанят Папой Юлием II для реставрации античных статуй, найденных при раскопках. В Риме мастер познакомился с Микеланджело, и эта встреча повлияла на всё его дальнейшее творчество. В 1511 году Якопо приехал во Флоренцию, где трудился над мраморной статуей Иакова Зеведеева для собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Снова вернувшись в Рим, Сансовино начал работать над постройкой церкви Сан-Джованни-деи- Фиорентини. 

В 1527 году Якопо Сансовино был вынужден бежать из Рима, спасаясь от ландскнехтов императора Карла V. Он остановился в Венеции, где получил подряд на восстановление главного купола базилики Сан Марко, что и заставило мастера отказаться от планов возвращения во Флоренцию. В 1529 году Сансовино становится главным архитектором Венецианской республики. Он вносит значительный вклад в городскую архитектуру – под его руководством были построены здания библиотеки Сан Марко, Монетного двора, Лоджетта на Пьяцетте, несколько дворцов, церкви Сан- Джулиано и Сан-Франческо-делла-Винья. Одновременно Якопо Сансовино становится и крупнейшим мастером венецианской скульптуры.

В соборе Сан- Марко- Сансовино создал бронзовые рельефы, посвященные житию Святого Марка, с резко выраженной живописностью и эмоциональной динамикой. В более поздних рельефах для бронзовых дверей ризницы собора Сансовино, чтобы сильнее передать ощущение глубины пространства, делает поверхность врат вогнутой. В статуарной пластике он продолжает создавать образы, полные героической красоты и величия, связывая свои многофигурные композиции общим ритмом. 

Якопо Сансовино умер 27 ноября 1570 года в Венеции и был похоронен с великими почестями в собственной капелле в церкви Сан-Джиминьяно.

Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий