«Мадонна дель Сассо (Мадонна Скалы)» - Лоренцетто (Лоренцо Лотти)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Мадонна дель Сассо (Мадонна Скалы)»
«Мадонна дель Сассо (Мадонна Скалы)»
Автор: Лоренцетто (Лоренцо Лотти)
Местонахождение: Пантеон, Рим, Италия
Произведение: «Мадонна дель Сассо (Мадонна Скалы)»
Жанр: Статуя
Год создания: 1520 – 1524 гг.
Эпоха: Возрождение, библейский сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Мраморная статуя, изображающая Мадонну с Младенцем, «Мадонна дель Сассо (Мадонна Скалы)» была создана мастером итальянского Возрождения Лоренцетто в начале 1520-х годов для украшения гробницы великого Рафаэля Санти. 

Мадонна, стоящая во весь рост и опирающаяся левой ступнёй о большой камень, держит перед собой Младенца Иисуса. На Марии гиматий с множеством плавных объёмных складок, полностью скрывающий фигуру, и накидка, прикрывающая пышные волнистые волосы. Прекрасный юный лик Марии слегка задумчив, взгляд наполнен любовью и нежностью. 

Младенец Христос изображен без одежд, положившим ручки на грудь Пресвятой Девы. Его детская фигурка, сидящая на левой ладони Богоматери, исполнена естественной грации, лик радостен и светел.

Скульптурам Лоренцетто присущи совершенство форм, наполненность глубоким смыслом и внутренняя экспрессия. Произведения мастера, так же как и пластика других флорентийцев, проработаны в мельчайших деталях, что придает его образам правдивость, человеческую эмоциональность и Божественную одухотворенность.

История создания

Статуя «Мадонна дель Сассо (Мадонна Скалы)» была создана Лоренцетто в начале 1520-х годов. Название объясняется тем, что Мария изображена опирающейся левой ногой о камень. Помощником Лоренцетто в то время был молодой скульптор Рафаэль да Монтелупо. Статуя украшает надгробие его учителя и соавтора, великого Рафаэля Санти в римском Пантеоне. Рафаэль желал быть похороненным в этом, восстанавливаемом при его участии, древнем шедевре архитектуры. Останки художника находятся в саркофаге, в нише под статуей Мадонны. Рядом похоронена его невеста, Мария Доваци.

Разлучила влюблённых Маргарита Лутти, дочь пекаря, прозванная Форнариной. Она стала и любовницей, и натурщицей гениального художника. Множество женских образов, созданных Рафаэлем, были написаны с неё. Внешность любимой женщины умирающий мастер попросил воспроизвести в статуе, и Лоренцетто его желание выполнил.

Отношение автора к вере

Лоренцетто был ревностным католиком, отличался трудолюбием, тщательностью в работе и огромным терпением. В течение недолгой, но насыщенной творческой жизни, он неоднократно выполнял заказы Папского престола, связанные с украшением церквей и мемориалов. В своих статуях и рельефах мастер наделял библейских персонажей человеческими чертами, живыми и правдивыми, одновременно подчёркивая их одухотворённость. 

          Закончил свою жизнь Лоренцетто, работая над собором Святого Петра в Риме, где, по словам историка итальянского искусства, Джорджо Вазари, «он и нашёл Бога».

Биография

Лоренцетто (Лоренцо ди Людовико ди Гульельмо или Лоренцо Лотти) – итальянский скульптор и архитектор эпохи Возрождения, помощник великого Рафаэля Санти, родился в 1490 году во Флоренции. Отец Лоренцо, Людовико ди Гульельмо дель Буоно, был ювелиром и занимался также изготовлением бронзовых изделий. 

Молодой художник проходит начальное обучение скульптуре у своего отца и, вероятно, у знаменитого земляка Андреа Сансовино, а затем в 1516 году переезжает в Рим, где поступает в ученики к Рафаэлю. Там Лоренцетто помогает мастеру в работах по возведению Капеллы Киджи в церкви Санта-Мария-дель-Пополо – он создаёт по рисункам Рафаэля статуи пророков Илии и Ионы, бронзовый рельеф «Христос и Самаритянка», который позже был перенесён Бернини на основание алтаря, рельефы капителей и другие детали (1516 – 1520).

Почти одновременные смерти Киджи и Рафаэля в 1520 году сильно ударили по творчеству и состоянию Лоренцетто. Наследники Киджи, по словам Джорджо Вазари, «ограбили его без всякой надежды», а сам мастер «обнаружил, что он потерял своё время и труд». Однако Лоренцетто не опускает руки и находит работу – он создаёт статую Мадонны для гробницы Рафаэля в римском Пантеоне. 

В 1524 году Лоренцетто завершил работу над могилой поэта Бернардино Капеллы в Санто Стефано Ротондо. Между 1530 и 1535 годами Лоренцетто работал над статуей Святого Петра, заказанной Папой Климентом VII, для моста Сант Анджело, симметричной статуе Святого Павла, созданной Паоло Романо. В работах над гробницами Пап из семейства Медичи – Климента VII и Льва X, в базилике Санта-Мария-сопра-Минерва (1536), он довольствовался второстепенной ролью, главным скульптором тогда был Баччо Бандинелли .

В последние годы своей жизни Лоренцетто помогал Антонио да Сангалло Младшему в качестве архитектора и геодезиста в работах над базиликой Святого Петра. По словам Вазари, это оказалось самым прибыльным занятием в карьере Лоренцетто, потому что «стены строились по фиксированной цене... Вследствие этого Лоренцо, не прилагая усилий, через несколько лет стал более знаменитым и процветающим, чем он был после многих лет бесконечного труда, потому что нашел Бога, человечество и Фортуну благоприятными в тот момент. И если бы он прожил дольше, он сделал бы еще больше для искоренения тех травм, которые жестокая судьба несправедливо нанесла ему в лучший период его работы».

Лоренцетто умер от лихорадки в декабре 1541 года в Риме, и был похоронен в соборе Святого Петра. Его надгробие не сохранилось.

Автор текста: Марина Румянцева.




Оставить комментарий