«Христос в доме Марфы и Марии» - Аллори Алессандро

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Христос в доме Марфы и Марии»
«Христос в доме Марфы и Марии»
Автор: Аллори Алессандро
Местонахождение: Музей истории искусств, Вена
Произведение: «Христос в доме Марфы и Марии»
Жанр: Художественное
Год создания: 1605 г.
Эпоха/течение: Маньеризм, религиозная живопись

Описание произведения

На картине известного итальянского живописца эпохи маньеризма Алессандро Аллори представлена евангельская сцена встречи Христа с Марфой и Марией. Уставший в пути Господь пришёл в дом, где жили сёстры и их брат Лазарь. Стремясь оказать гостеприимство, Марфа суетилась с кушаньями и напитками, чтобы Иисус мог отдохнуть и подкрепиться. Мария же сидела у Его ног, слушая, о чём говорит Христос. 

Художник изобразил внутренний двор дома и накрытый стол. Изобилие угощений, белоснежная скатерть – всё говорит о том, насколько дорог был гость для хозяек. Господь, однако, не спешит притронуться к пище, Он желает вначале насытить духовно тех, кто принял Его. Но из двух сестёр лишь одна внимает Ему. Мария несколько наклонилась вперёд, к Учителю, держа в руках Священное Писание. Она избрала для себя лучшую участь находиться возле Христа в отличие от Марфы, которая заботилась о внешнем. 

Подойдя к столу с подносом в руках, Марфа высказывает недовольство тем, что она одна занята всеми хлопотами, на что Господь ей отвечает: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно» (Лк.10:41–42). Тем самым Христос призывал девушку не отказываться от бытовых забот, но правильно расставлять приоритеты, пока Он ещё может находиться физически рядом с людьми. Изображение колодца неподалеку и зелёных холмов и гор на горизонте придают картине умиротворение и оттенок пасторали. 

История создания

            Алессандро Аллори использовал в своей работе один из наиболее популярных библейских сюжетов, который часто встречается на полотнах мастеров различных столетий. Записанный апостолом Лукой в Евангелии рассказ о посещении Христом дома Марии и Марфы нашёл своё воплощение на картине художника. Он взял за основу традиционную сцену, показав увлечённую служением Марфу, накрывающую на стол, и поглощённую беседой с Иисусом Марию. Всё действие, как и во многих других произведениях, происходит во дворе возле дома. Обрамлением служит пейзажная часть картины.

           Аллори завершил полотно в 1605 году, буквально за пару лет до своей кончины. В те годы он был уже в преклонном возрасте, жил и творил в родной Флоренции. «Христос в доме Марфы и Марии» свидетельствует о том, что художник до конца своих дней оставался верен религиозной живописи, а на склоне лет, вероятно, всё больше предавался размышлениям о вечности, которая ожидает каждого. Сейчас это прекрасное произведение, завершающее эпоху итальянского маньеризма, хранится в Музее истории искусств в Вене. 

Отношение автора к вере

           Будущий выдающийся мастер эпохи маньеризма родился и вырос в традиционной католической семье. Основным направлением, выбранным им в живописи, стали религиозные сюжеты (помимо работ на мифологические темы и не менее великолепные портреты). Алессандро Аллори принадлежит роспись большого количества церквей, его фрески до сих пор украшают флорентийские соборы. Выполненные художником работы на основе Библии отличаются вниманием к деталям и стремлением передать с помощью кисти духовную составляющую каждого эпизода. Образ Христа на его картинах выглядит по-особенному светлым и возвышенным. Насколько глубока была собственная вера живописца, остаётся лишь догадываться сейчас. Но, несомненно, его произведения красноречиво говорят о стремлении автора постигнуть посредством их вечные христианские истины. 

Биография

Алессандро ди Кристофано ди Лоренцо дель Бронзино Аллори (Флоренция, 31 мая 1535 — 22 сентября 1607) был итальянским художником-портретистом поздней маньеристской флорентийской школы. В 1540 году, после смерти отца, его воспитал и обучил искусству близкий друг, которого часто называют его «дядей», художник-маньерист Аньоло Бронзино, чье имя он иногда упоминал в своих картинах. Посещение Рима в молодые годы и знакомство с фресками и картинами Микеланджело добавило к изысканной манере живописи флорентийского художника несомненное влияние великого мастера.

Художник возвратился на родину во Флоренцию, где вскоре стал одним из основных живописцев для правящей семьи Медичи. Первой известной работой Аллори был запрестольный образ, написанный в 1560 году для Часовни святой Аннунциаты, часть алтаря о Страшном суде, в котором заметно влияние Микеланджело. Когда великий герцог Тосканы Медичи распорядился расписать Студиоло Франческо в Палаццо Веккьо (ратуша Тосканы), Аллори начал работать над росписями совместно с Вазари. Работа в Палаццо Веккьо была закончена после смерти Бронзино, который был главным живописцем герцога Медичи много лет. Аллори в Палаццо Веккьо закончил работы Бронзино и самостоятельно создал великолепную живописную композицию, названную «Ловля жемчуга». Картину «Ловля жемчуга» (Палаццо Веккьо, Флоренция, 1571) вообще считают шедевром живописи маньеризма. 

Жизнь и искусство художника Алессандро Аллори были тесно переплетены с заказами, которые получала мастерская Бронзино, но творческое наследие флорентийского живописца Аллори имеет и собственное хорошо ценимое собрание произведений. Живопись художника, типичная для флорентийского маньеризма последней четверти XVI века, влияла на художественный стиль в Тоскане в течение почти пятидесяти лет после смерти живописца. Аллори был одним из последних известных живописцев маньеризма, период которого закончился вместе с его смертью. 

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.





Оставить комментарий