Евангелист Лука - Эйтевал Иоахим

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Евангелист Лука
Евангелист Лука
Автор: Эйтевал Иоахим
Местонахождение: Государственный музей, Амстердам
Произведение: Евангелист Лука
Жанр: Художественное
Год создания: 1610-1615 гг.
Эпоха/течение: Маньеризм

Описание произведения

 

      Святой Лука был уроженцем Антиохии Сирийской, по профессии врач. Он специально посетил Палестину, чтобы познакомиться с удивительным учением и увидеть Христа. Господом Иисусом он был избран в число семидесяти учеников и послан на проповедь. Лука был соратником апостола Павла в распространении евангельской вести и стал свидетелем его кончины. Находясь в Риме (62-63 гг.) Лука записал Евангелие со слов апостола Павла. Тогда же была написана и книга Деяний святых апостолов. Евангелие от Луки отличает от других канонических Евангелий более полное и последовательное изложение событий, связанных с земной жизнью Иисуса Христа. Среди прочих событий, в нем апостол упоминает о явлении воскресшего Христа двум ученикам по дороге в Эммаус, при  этом не называя их имен. Предание сообщает, что этими учениками были Клеопа, апостол от семидесяти, и сам евангелист Лука. Оттуда же известно, что Лукой были написаны первые христианские иконы - Божией Матери и апостолов Петра и Павла. Апостол Лука проповедовал евангельскую весть в Ахайи, Ливии, Египте и Фиваиде и мученически окончил свою жизнь в городе Фивы.
      В иконографической традиции за каждым евангелистом закрепились аллегорические образы связанные с раскрытием личности Христа и Его учения. Эти символы берут начало от видения пророка Иезекииля (Иез.1:10).  Матфей изображается рядом с Ангелом, Марку соответствует Лев, а символом Иоанна является Орел. Так как в  Евангелии от Луки подчеркивается жертвенное страдание Господа Иисуса Христа, символом апостола Луки является жертвенный Телец.
       Иоахим Эйтевал изобразил Луку мужчиной средних лет с темными волосами и короткой бородкой, в которой заметна седина. Апостол сидит за столом в профиль к зрителю и занимается главным трудом своей жизни - написанием Евангелия. Лицо его повернуто в анфас, как будто кто-то на минуту отвлек евангелиста от дел. Сосредоточенный взгляд и глубокие морщины характеризуют героя картины как человека умного и волевого. На темном фоне за спиной святого изображена голова тельца, его иконографический символ. В правом верхнем углу показаны предметы, напоминающие зрителю о других трудах апостола - врачебном деле и написании икон.

 

История создания

 

      Картина "Евангелист Лука" написана Иоахимом Эйтевалом в период 1610-1615 годов. Считается, что стремление к натуралистическому изображению появилось у художника после 1616 года. Но в данном произведении почти не видно признаков маньеризма. Возможно таким было требование заказчика. 

 

Отношение автора к вере

 

      Иоахим Эйтевал принадлежал к нидерландской реформатской церкви, одной из кальвинистских деноминаций (в 2004 году прекратила своё существование, влившись в Протестантскую церковь Нидерландов. На момент объединения включала в себя 2 млн. верующих).
      Во время своей учебной поездки, Иоахим жил во Франции в доме католического епископа Сен-Мало Шарля де Бурнёфа де Кусе. Дружба с епископом делает возможным предположение, что некоторые работы Эйтевал мог писать для тайных католических церквей Утрехта. Однако, этому нет никаких документальных свидетельств. Большинство религиозных работ художника  предназначались для домов богатых голландцев, как и другие его работы.
      Одна из лучших работ живописца "Воскрешение Лазаря" (повторенная им неоднократно) дана в протестантской интерпретации и демонстрирует основные принципы протестантского богословия: "только благодатью" и "только верой".
    В биографии художника сказано, что как член голландской реформатской церкви он участвовал в борьбе с демонстрантами и был одним из создателей в Утрехте Гильдии святого Луки в 1611 году.

 

Биография

 

     Иоахим Эйтевал родился в 1566 году в Утрехте в семье стеклодува. Свою художественную карьеру Иоахим начал в возрасте пятнадцати лет под руководством отца Антониса Эйтевала. Затем он перешел в мастерскую художника Йоса де Бэра. В 1586-1592 годах Иоахим совершил путешествие во Францию и в Италию (Падую), где изучал работы великих мастеров эпохи Возрождения.
        Вернувшись в родной Утрехт, художник не покидал его до самой смерти. Он открыл свою мастерскую и вступил в Гильдию садоводов (в Утрехте до 1611 года в нее входили живописцы). В своей мастерской Иоахим создавал картины, рисунки, гравюры и витражи. Позднее Эйтевал стал одним из основателей новой Утрехтской гильдии святого Луки. Его супругой стала Кристина ван Хален. В 1596 году на свет появился сын Питер, ставший как и отец художником. Другой сын, Ян (1598–1652), возможно, также был живописцем, поскольку, он зарегистрировался в гильдии св. Луки в 1639 году, через год после смерти своего отца. В семье были еще дети, некоторые умерли в младенчестве. Кроме живописи, Эйтевал занимался торговлей льном и был преуспевающим бизнесменом. Торговля занимал большую часть его времени. Иоахим фон Зандрарт , посетивший Утрехт в 1626 году, сетовал, что Питер и его отец пренебрегли живописью ради льняного бизнеса. Как успешный и уважаемый человек, Эйтевал стал членом городского совета в 1610 году.
       Эйтевал принадлежал к поколению маньеристов, его стиль в протяжении жизни оставался в основном неизменным. Работы Эйтевала отличаются от произведений его харлемских единомышленников прежде всего более ярким и пестрым колоритом. Для его картин с изящными фигурами в преднамеренно искаженных позах характерны зеленовато-серебристые и голубовато-синие цвета. Можно отметить, что его цвета сместились с ярких в ранних работах на более спокойные оттенки (примерно после 1615 года). В более поздних работах можно обнаружить некоторое влияние стиля Караваджо. Отдельные искусствоведы находят в картинах Эйтевала существенное влияние Хендрика Гольциуса и подражание стилю Микеланджело. Самая большая картина "Воскрешение Лазаря" (158 x 208 см) показывает отступление художником от типичных для маньеризма пропорций, поз и ярких цветов в пользу натуралистического стиля. Голландское искусство того времени признавало два изобразительных стиля: реалистичный и идеальный. Характерной чертой работ Эйтевала было объединение обоих в одной картине.
         Около трети картин Эйтевала составляют мифологические сюжеты, что является необычайно большой долей даже в рамках северного маньеризма. Его трактовки не лишены реалистических элементов: тщательно прорисованные предметы роскоши принадлежат его времени, а лица  персонажей часто не идеализированы и выглядят очень голландскими. Эротизм мифологических произведений был смелым для того времени, и некоторые из небольших картин, вероятно, не выставлялись публично. Отдельные мифологические картины написаны мастером в шутливой манере. Расцвет утрехтской живописи XVI века напрямую связывают с именем Иоахима Эйтевала, стиль которого отмечен итальянским влиянием, одновременно романтико-героическим и реалистическим.
        Лучшие портреты Иоахима Эйтевала, включая и его знаменитый “Автопортрет”, находятся в городском музее Утрехта. Наиболее известные из его картин: "Христос благословляет детей", "Лот и его дочери" (Эрмитаж), "Поклонение пастырей" и "Диана и Актеон" (Венский музей), “Парнас“ (Дрезденская галерея), "Брак Пелея и Фетиды" (Мюнхенская пинакотека), "Пир богов“ (Брауншвейгская галерея), "Суд Париса" (Стокгольмский музей), "Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне“ (Копенгагенский музей), "Марс, Венера и Вулкан" (Гаагская галерея) и "Встреча Давида с Авигеей" (Амстердамский музей). Его самая известная и почти самая большая работа - это "Персей и Андромеда" в натуральную величину находится в Лувре.
         Известность художника  дала повод к заказу картины Императором Рудольфом II, созданный для него "Золотой век" ныне принадлежит музею Метрополитен (Нью-Йорк). Художник почти не работал в мастерской в последнее десятилетие своей жизни, что биографы связывают с болезнью и смертью его жены. Написание картин небольшого размера с высокой степенью детализации, было экономически невыгодно, но художник создавал  их по личным мотивам. Известно, что в 1669 году его внучка все еще владела 30 картинами живописца.
      Иоахим Эйтевал скончался в Утрехте 1 августа 1638 года.

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий