Царь Давид - Джованни Франческо Гверчино (Барбиери)

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Царь Давид
Царь Давид
Автор: Джованни Франческо Гверчино (Барбиери)
Местонахождение: Частная Коллекция, Великобритания, депозит в Спенсер-Хаус, Лондон
Произведение: Царь Давид
Жанр: Художественное
Год создания: 1651 г.
Эпоха/течение: Барокко

Описание произведения

 

      Давид - второй царь Израиля. Кроме управления народом Божьим, ему был дарован талант пророка и поэта. Книга Псалтирь, входящая в состав Ветхого Завета состоит из песнопений, составленных Давидом. Многие из псалмов являются пророческими и читаются на богослужениях в соответствующие праздники. Учитывая значимость личности Давида для христианской истории, его изображение часто встречается в религиозной живописи. При этом выбирается эпизод из его жизни, который наиболее ярко выражает либо его веру в помощь Бога, либо его покаяние или мудрость. 

       Джованни Франческо Гверчино на своем полотне представил Давида как царя и владыку Израиля. Одетый в роскошные царские одежды, он держит в руке скипетр - символ власти. Вместе с тем одухотворенные черты лица, прямая осанка и изящная поза показывают Давида, как человека поэтического и возвышенного. Повернув голову, пророк смотрит на скрижаль с цитатой из 86 псалма: "Славные вещи говорят о тебе, о град Божий". Псалом предсказывает рождение Христа и спасение языческих народов. Его текст читается на Рождественском богослужении. "Услышав голос в сердце от Святаго Духа, и узнав, что Бог явится в Иерусалиме, и будет обращаться с людьми, Давид был поражен удивлением и воззвал к Иерyсалиму: великие и удивительные вещи сказаны мне, о тебе, город Божий, от Духа" (Евфимий Зигабен "Толковая Псалтирь").

 

История создания

 

      Картина" Царь Давид " была написана Джованни Франческо Гверчино в 1651 году и относится к Болонскому периоду творчества мастера. Произведение показывает большое влияние на живопись художника творчества Гвидо Рени. Искусствоведы находят, что в это время в полотнах Гверчино палитра красок становиться светлой и холодной, а образы "гладкими" и строгими.

     Картина имеет большой размер: 223.5×170.2 см и скорее всего создавалась для религиозного учреждения.

 

Отношение автора к вере

       Джованни Франческо Барбьери родился на севере Италии, в небольшом городке неподалеку от Болоньи, важного политического и научного центра Европы. Точная дата его рождения неизвестна, но в церковных книгах сохранилась запись о крещении, состоявшемся 8 февраля 1591 года. Биографы упоминают, что семья Барбьери отличалась религиозностью. В традиции было регулярное посещение воскресных и праздничных служб, а также домашнее чтение Священного Писания. Воспитание, полученное в родительском доме, помогло Джованни Франческо правильно отнестись к жизненным испытаниям, смиренно принять крест физического несовершенства, из-за которого он получил прозвище Гверчино - "косоглазый". Талант, проявившийся в детском возрасте, мастер бережно и усердно взращивал, служа своим трудом Богу, Церкви и людям. Художественный стиль Гверчино отличал постоянный творческий поиск, стиль письма его менялся в различные периоды жизни. Большинство полотен, созданных мастером, написаны на религиозную и мифологическую тему. За свою жизнь художник создал, помимо фресок в церквях Ченто и Рима, более сотни алтарных картин.
       Художник никогда не был женат и не имел детей, зато посвящал много сил и времени ученикам, в числе которых были и его племянники. К концу XVI - началу XVII века Болонья вошла в период кризиса - иностранная конкуренция, природные бедствия и эпидемия сократили количество жителей, привели к снижению экономики, упадку университетского образования. Но эти катаклизмы не коснулись сферы искусства. Именно в эти годы в области живописи Болонья особенно прославилась именами Карраччи, Гвидо Рени, Гверчино и их процветающей школой.

 

Биография

     Джованни Франческо Барбьери родился в городке Ченто неподалеку от Болоньи в 1591 году. С самого детства из-за травмы он видел хуже других и носил прозвище Гверчино – «косоглазый».  Уже в шестилетнем возрасте мальчик показал незаурядные способности в рисовании. Став старше, Джованни поступил в мастерскую Бенедетто Дженнари, с семьей которого его всю жизнь будут связывать близкие отношения.
        Биографы Гверчино отмечают, что заслуги художника – в первую очередь результат его постоянного самообучения, наблюдения за техникой работы других мастеров. Большое влияние на развитие его таланта оказали работы Лодовико Карраччи.
       Первый настоящий успех пришел к Гверчино в 1612 году, когда его заметил настоятель церкви в Болонье Антонио Мирандола, ставший впоследствии близким другом художника. Гверчино выполнял заказы для домов в Ченто, а в 1621 году благодаря протекции о. Антонио Мирандола оказался в Риме, где по приглашению нового папы Григория XV стал работать над интерьерами соборов и вилл аристократов столицы. "Римский период" творчества Гверчино оказался очень насыщенным – он создавал алтарные картины, писал полотна для резиденций высших духовных лиц и самого папы, расписывал стены и потолки римских храмов. Спустя два года папа Григорий XV умер, и художник вернулся в родной Ченто.
        Выполняя заказы, Гверчино одновременно уделял время и обучению молодых мастеров, им создана коллекция рисунков, по которым изучалось анатомия человеческого тела. Когда в 1642 году в соседней Болонье умер Гвидо Рени, развивавший традиции Болонской Академии, Гверчино занял его место, возглавив местную академическую школу и уделяя особое внимание обучению молодых мастеров.
         Художественный стиль Гверчино отличал постоянный творческий поиск. В раннем периоде ему была свойственна энергия, яркость, смелое обращение со светом и тенью. Ранние картины Гверчино часто сравнивают с произведениями Караваджо. Во время работы в Риме его манера письма поменялась: Гверчино использовал смелую композицию, увлекался необычными ракурсами. С переходом к болонской школе его работы приобретают все больший академизм, краски становятся спокойнее, жесты персонажей – сдержаннее. Большое влияние на изменение стиля работы Гверчино в этот период оказало творчество Гвидо Рени. Под конец жизни мастера из его произведений уходит страсть, палитра красок становиться светлой и холодной, а образы "гладкими" и строгими.
      За свою жизнь художник создал, помимо фресок в церквях Ченто и Рима, более сотни алтарных картин и около ста пятидесяти других произведений живописи, а также оставил после себя множество рисунков, написанных быстрыми каллиграфическими штрихами. Большая часть их представляла собой этюды и наброски к картинам, но были и те, что создавались "для собственного удовольствия" - как, например, карикатуры, которые Гверчино стал рисовать один из первых.
       Главной темой, пронизывающей творчество художника, были библейские сюжеты и античные мифы. Среди искусствоведов вершиной мастерства Гверчино признается "Аврора", украшающая потолок знаменитой виллы Людовизи. Современным исследователям изучение наследия художника облегчила книга учета, которую вели братья Барбьери – сам Гверчино и Паоло Антонио, который был младше на 12 лет и работал в жанре натюрморта.
    Художник умер 22 декабря 1666 года в Болонье.

 

Автор текста: Ольга Северинова.

 

Оставить комментарий