Христос, Иоанн Богослов, Мария Магдалина и Мария Саломея - Маццони Гвидо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Христос, Иоанн Богослов, Мария Магдалина и Мария Саломея
Христос, Иоанн Богослов, Мария Магдалина и Мария Саломея
Автор: Маццони Гвидо
Местонахождение: Городской музей, Падуя, Италия
Произведение: Бюсты из скульптурной группы «Оплакивание Христа»
Жанр: Бюст
Год создания: Вторая половина XV века
Эпоха: Возрождение, библейский сюжет

 Описание произведения

Терракотовые бюсты Христа, Иоанна Богослова, Марии Магдалины и Марии Саломеи из скульптурной группы «Оплакивание Христа» были созданы мастером эпохи итальянского Возрождения Гвидо Маццони во второй половине XV века. Произведения находятся в экспозиции падуанского Городского музея. 

Сохранившаяся часть скульптурной группы представляет одну из последних сцен Страстей Господних – оплакивание казнённого Христа. Бюст Иисуса представлен лежащим на небольшом изголовье в правой части композиции. На лике Спасителя, обрамлённом спутанными волосами и небольшой бородкой, выражение покоя – Он выполнил свою земную миссию. 

Возле Христа находятся два женских бюста, принадлежащих Соломии- матери апостолов Иоанна Богослова и Иакова Старшего, и Марии Магдалине. Лица женщин искажены горем, рты раскрыты в плаче, глаза прикрыты тяжёлыми веками. Бюст Иоанна Богослова, любимого ученика Христа, расположен слева. На лице апостола застыло скорбное выражение, он горестно оплакивает Учителя. Композиция, включающая только четыре сохранившихся бюста из библейской сцены «Оплакивания», наполнена экспрессией и трагизмом. 

Пластика Маццони отличается реалистичностью, эмоциональной сдержанностью и точностью передачи поз и жестов. Скульптор создаёт в своих композициях почти театральный эффект движения и мастерски транслирует внутреннее состояние библейских героев, наполняя их образы простыми человеческими и высшими смыслами. 

 История создания

Терракотовые бюсты Христа, Иоанна Богослова, Марии Магдалины и Марии Саломеи из скульптурной группы «Оплакивание Христа», созданной Гвидо Маццони, предположительно, во второй половине XV века, находятся в Городском музее Падуи. Этот библейский сюжет мастер за годы своего творчества воспроизводил неоднократно. Из сохранившихся композиций на тему «Пьеты» наиболее известны его скульптуры в моденской церкви Святого Иоанна Крестителя, феррарской церкви Иезуитов и неаполитанской церкви Святой Анны Ломбардийской.

Считается, что каждый персонаж скульптурной группы Маццони является портретом жертвователя или его родственника. Например, в Модене Никодим представляет Эрколе I де Эсте, а Мария Клеопа – его жену Элеонору, а в неаполитанской группе Иосиф Аримафейский имеет черты Альфонсо II. 

                          

Отношение автора к вере


Гвидо Маццони был ревностным католиком и замечательным мастером терракотовых композиций. Значительную часть своих работ он посвятил религиозной тематике. Библейские сцены, созданные Маццони, поразительно реалистичны и технически безупречно исполнены. В образах Христа, Богоматери и святых скульптор мастерски передаёт и земную эмоциональность, и Божественную одухотворённость своих героев. 

Во второй половине XV века в Северной Италии появился целый ряд мастеров, занимавшихся изготовлением скульптурных композиций из раскрашенной терракоты на библейскую тематику, среди которых Гвидо Маццони со временем занял почётное место. Традиции религиозной терракотовой скульптуры сыграли значительную роль в формировании представлений религиозных итальянцев XV – XVII столетий, которые зачастую выражались фразой: «Люди – не более чем смертная глина» (Элисон Коул). 

Биография

Гвидо Маццони, итальянский скульптор и художник эпохи Ренессанса, родился в северо-итальянском городке Модена в 1445 (по другим сведениям – 1450) году. В юности он обучался художественному мастерству в студии Франческо Косса. Самая ранняя известная его работа (1473) – театральные маски и реквизит для свадьбы герцога Феррары. 

Молодому Маццони довелось работать при дворах правителей Феррары, Венеции и Неаполя в качестве театрального постановщика и портретиста. Изначально занимаясь изготовлением манекенов и масок, впоследствии он увлёкся пластикой и стал признанным мастером полихромных скульптурных композиций из терракоты.

Самые известные работы Маццони – многофигурные композиции на тему «Оплакивание Христа». Гвидо Маццони создал немало скульптурных групп для церквей Модены, Феррары и Неаполя, большинство из которых не сохранилось из-за хрупкости пластического материала. Признанным шедевром стало его «Оплакивание Христа» для церкви Сант-Анна-деи-Ломбарди (монастырь Монте Оливето) в Неаполе, выполненное в 1492 году по заказу герцога Альфонса II Арагонского. 

Гвидо Маццони пользовался большим уважением среди современников, и в 1481 году даже получил освобождение от уплаты налогов в казну. В 1495 году мастер стал одним из первых (и самых высокооплачиваемых) итальянских художников, работавших при французском дворе Карла VIII, где он также был посвящён в рыцари. Умер мастер 1 февраля 1518 года в своём родном городе, Модене.

Автор текста: Марина Румянцева.





Оставить комментарий