Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
«Блаженство рая» Виктора Михайловича Васнецова является композицией Владимирского собора Киева, в росписи которого художник принимал участие. Задуманный им сюжет воплощает чудесный райский период существования всего живого, когда грех ещё не вошёл в этот мир. На картине изображены первые люди – Адам и Ева. Их тела не прикрыты одеждой, в ней пока нет надобности. Над головами сияет нимб как знак святости и чистоты. Их лица прекрасны – они преисполнены умиротворения и буквально светятся внутренним светом.
Рядом с Адамом стоит лев. Он символизирует мужество и смелость. Под рукой Евы Васнецов разместил лань – грациозное животное, которое только подчеркивает женственность девушки. Неподалёку находится павлин. Его художник включил в свою работу неслучайно – именно эта птица считается символом бессмертия. Адам и Ева стоят под большим раскидистым деревом. Вполне возможно, это и есть Дерево познания добра и зла, плоды которого еще не вкусили люди, а потому они пребывают в состоянии безмятежного счастья и Божьей любви.
История создания
К работе над росписью Владимирского собора в Киеве Виктор Михайлович Васнецов приступил в 1885 году. Подписывая договор, художник обещал: «…Работу обязуюсь исполнять со своими помощниками и из своих доброкачественных материалов в течение двух лет со дня подписания сего условия». Однако роспись храма заняла у него 11 лет. В. М. Васнецов с большим воодушевлением взялся за этот проект, поскольку видел в нём возможность участвовать в служении Господу и на благо людей. Известно, что на протяжении всего времени художник периодически болел и получал травмы, но это не повлияло на его работу.
«Блаженство рая» представляет собой одну из многочисленных композиций, созданных мастером во Владимирском соборе (всего из-под его кисти вышло 15 картин и 30 портретов). В ней Виктор Михайлович сумел сохранить особый стиль древне - византийского иконописного искусства. Сам талантливый живописец о своей работе над росписью собора отзывался так: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма».
Отношение автора к вере
Имя Виктора Михайловича Васнецова неразрывно связано с русской православной церковью. Мастер родился в глубоко верующей семье, отец его был священником. По словам самого живописца, он «влил в наши души живое неистребимое представление о Живом, действительно сущем Боге!». Так, ещё с самых юных лет в сердце Васнецова был посажен и постепенно всходил росток подлинной веры в Бога.
Главной своей задачей художник видел укрепление православного духа России и прилагал всевозможные усилия для воплощения своей мечты. Ему принадлежит большое количество написанных икон, самая известная из которых, пожалуй, икона святого Сергия Радонежского. Особую глубину духовности и святости православной веры художник видел в написании сюжетов, в центре которых была фигура Спасителя.
Плодотворная религиозная деятельность Виктора Михайловича Васнецова не ограничивалась только живописью. Ему принадлежит проект церкви Спаса Нерукотворного (1881 - 1882 гг.), который он создал, находясь в усадьбе Абрамцево.
Художник чтил Господа и хранил Ему верность в душе на протяжении всего своего творческого пути, подтверждая новозаветные строки о том, что «вера без дел мертва».
Биография
Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926 гг.) – знаменитый русский живописец. Он украсил сокровищницу отечественного искусства своими полотнами на исторические и фольклорные темы.
Родился Васнецов 3 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. В 1858 - 1867 гг. учился в Вятском духовном училище и семинарии.
Первые уроки рисования юноша брал у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. После - поступил в Императорскую академию художеств, где был полностью сформирован и отточен его стиль живописца.
Его картины начали экспонироваться во время обучения в академии. Впервые они были представлены в 1869 году в стенах самой академии, позже - в других галереях благодаря сотрудничеству художника с Товариществом передвижных художественных выставок.
Ранний этап творчества Васнецова отмечен исканием сюжетов и мотивов. Круг творческих интересов составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы.
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной росписи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-на-Крови) в Санкт-Петербурге, храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
Талант Васнецова проявился не только в создании картин и настенной живописи в храмах и соборах, но и в разработке проектов архитектурных сооружений, в частности, особняка И. Е. Цветкова, пристройки главного входа зала к зданию Третьяковской галереи, собора Святого Александра Невского в Москве и других зданий.
В 1893 г. Виктор Михайлович Васнецов был избран действительным членом Императорской академии художеств.
Творческое наследие великого русского художника Васнецова, жизнь которого оборвалась в Москве 23 июля 1926 года, занимает значимое место в истории национального художественного искусства.
Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.