Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
На полотне Доменико Венециано изображена Богоматерь с Младенцем и святыми. Данная иконография соотносится с типом Святое собеседование. Персонажи помещены в богато декорированное пространство и стоят под изящным портиком с остроконечными арками, поддерживающими хрупкими колоннами. В центре на троне восседает Мадонна с Младенцем Иисусом на руках. Пречистая Дева облачена в розовую тунику и плащ цвета индиго, что является символом ее небесной чистоты. На переднем плане изображены святой Франциск, который проживал в церкви по прибытии во Флоренцию в 1211 году. Здесь же можно увидеть Иоанна Крестителя и святого Занобия - покровителей Флоренции, и святого Люси. Их фигуры застыли в безмятежном спокойствии и благоговении при виде Пречистой Девы и Божественного дитя.
Художник уделяет особое внимание деталям - митра святого Зенобия богато украшена драгоценными камнями, жемчугом, золотыми бляшками и эмалями. В просветах арок видны ветви апельсиновых деревьев, что тоже не случайно, так как апельсиновые деревья были привезены во Флоренцию в дар от императора Восточной Римской империи во время церковного Собора 1439 г.
Поистине алтарь Святой Лючии де Маньоли кисти Доменико Венециано являет собой новое слово в живописи, что объясняется не только необычной квадратной формой рамы, но в первую очередь благодаря особому осветлению колорита. Этот прием стал отличительной особенностью обновленного стиля флорентийского изобразительного искусства. Яркий утренний свет, льющийся сверху, смягчает формы и придает пастельные оттенки цветам, усиливая общее сияние картины.
История создания
Данное произведение, когда-то созданное для главного алтаря церкви Санта-Лючия деи Маньоли во Флоренции, теперь находится в Галерее Уффици в том же городе.
Работа была описана как " почти наверняка первая настоящая «sacra conversazione», или картина, изображающая Богородицу с младенцем и святых в едином масштабе и на одном пространстве. Картина является одним из самых ранних известных примеров tabula quadrata et sine civoriis, что означало «современный» тип живописи без внутренних рамок и позолоченного фона, характерный для более ранней живописи. Однако обстановка напоминает рамы с тремя овальными арками, колоннами и нишами в форме раковин. Полихромный пол и архитектура, включая основание трона Мадонны, изображены с использованием геометрической перспективы, новшества, введенного в итальянское искусство раннего Возрождения.
Пределла включала панели со сценами святых из основной композиции и центральное двойное изображение Благовещения: «Стигматы Святого Франциска» и «Иоанн Креститель в пустыне» в настоящее время находятся в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, «Благовещение» и «Чудо Святого Зенобия» находятся в Музее Фицуильяма из Кембриджа , а «Мученичество Святой Люси» находится в Берлинских государственных музеях .
Отношение автора к вере
О личной жизни и духовных поисках Доменико Венециано сохранились достаточно скудные сведения. Очевидно, что художник жил в ту эпоху, когда религия была основополагающей частью жизнью каждого человека. Сам живописец воспитывался в христианской вере и исповедовал евангельские истины через свои полотна - библейские темы были главным направлением в творчестве художника.
Таким образом, будучи глубоко верующим человеком, Доменико Венециано использовал свой талант, данный ему Господом, во имя высокой цели – с помощью кисти и языка живописи он доносил до людей, живших в в мрачную эпоху средневековья, свет божественной истины и вечные христианские смыслы.
Биография
Доменико Венециано родился около 1410 года предположительно в Венеции. О его жизни известно очень мало.
Самостоятельно начал работать в 1432 году. В 1439 году приехал во Флоренцию, где и продолжал работать до самой смерти, кроме небольшого перерыва. Сохранились две работы, подписанные Доменико. Одна из них — сильно поврежденная фреска «Дева и дитя на троне». Вторая — часть алтаря церкви Санта-Лючия-деи-Маньоли, обычно называемая Маньоли (1445—1447).
Первый документ, относящийся к жизни Доменико Венециано, — его письмо из Перуджи, адресованное Пьеро ди Козимо де Медичи, написанное в апреле 1438 года. В Перудже художник работал в доме семьи Бальони. В 1439 году он уезжает во Флоренцию, где совместно с Пьеро делла Франческа расписывает фреску в церкви госпиталя Санта-Мария-Нуова. В 1445 году художник по неизвестной причине прекращает работать. Позднее его фрески завершают Алессо Бальдовинетти в 1461 и Андреа дель Кастаньо в 1451—1453. Весь этот цикл был уничтожен в XVIII веке.
Согласно Вазари, после завершения работы над алтарём Маньоли в 1447 году художник отправляется в область Марке, где совместно с Пьеро делла Франческа работает над фресками церкви Санта-Мариа в Лорето. Из-за эпидемии чумы Доменико покидает Марке и возвращается во Флоренцию. Фрески не были завершены, и позднее их уничтожили.
Последняя известная работа художника — фреска в часовне Кавальканти, позднее в церкви Санта-Кроче. В 1566 году церковь перестроили, а фреску перенесли со стены.
После работы над фреской в Санта-Кроче Доменико вместе с Фра Анжелико и Фра Филиппо Липпи в 1454 году вызвали в Перуджу, чтобы консультировать Бонфильо, который расписывал часовню Приора. В 1457 году Доменико продолжал консультировать художников.
Его работ, датированных поздним периодом, не сохранилось.
Умер художник около 1461 предположительно во Флоренции.
Автор текста: Миненко Евгения.