Жертвоприношение Авраама - Брунеллески Филиппо

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Жертвоприношение Авраама
Жертвоприношение Авраама
Автор: Брунеллески Филиппо
Местонахождение: Музей Барджелло, Флоренция, Италия
Произведение: Рельеф «Жертвоприношение Авраама»
Жанр: Скульптура
Год создания: 1401 – 1402 гг.
Эпоха: Раннее Возрождение, Библейский сюжет
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Бронзовый позолоченный рельеф «Жертвоприношение Авраама» был создан Филиппо Брунеллески как конкурсная работа для украшения врат флорентийского баптистерия, когда только начиналась его карьера скульптора и зодчего. Пластина изображает эпизоды двадцать второй главы Книги Бытия, повествующие о том, как Господь призвал праведного старца Авраама принести своего любимого сына Исаака в жертву «в земле Мория, на одной из гор».

По условиям конкурса композиция должна была быть вписана в квадрифолий, содержать фигуры главных героев сцены, а также двух слуг, мула, ягненка и элементы пейзажа. Все поставленные задачи Брунеллески выполнил с большим мастерством. Эпизод жертвоприношения Исаака находится в центре пластины: «И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня (Быт.22:10-12).Картина жертвоприношения представлена в виде скульптурного рельефа. Обнажённый юноша на жертвенном пьедестале со связанными за спиной руками, Авраам, прислонивший к шее сына огромный нож, а также летящий Ангел, перехватывающий руку старца и указывающий на агнца – все фигуры исполнены драматизма и экспрессии. На контрасте с этой напряжённой сценой представлен эпизод со слугами, ожидающими Авраама под горой.Этот эпизод, расположенный в нижней части клейма, производит впечатление обычной бытовой сцены – мирно пасущийся мул, мужчина, вынимающий из стопы занозу.

Работа Брунеллески была составлена из отдельно отлитых, а затем прикрепленных к фону фигур. Комиссия отдала предпочтение более технически совершенному варианту, представленному Лоренцо Гиберти – он отливал свой бронзовый рельеф целиком.

Характерной особенностью творчества Филиппо Брунеллески, как и всех флорентийских скульпторов, в совершенстве владеющих ювелирным ремеслом, является внимательное отношение к мельчайшим подробностям представляемой сцены. Кроме тщательной проработки образов библейских персонажей, в его работах с поразительной точностью переданы и второстепенные пластические детали композиции.

История создания

В 1401 – 1402 годах Филиппо Брунеллески принимает участие в конкурсе на лучший проект оформления дверей флорентийского баптистерия Иоанна Предтечи, наряду с другими именитыми итальянскими мастерами, среди которых были флорентиец Лоренцо Гиберти и знаменитый сиенский скульптор Якопо делла Кверча. Брунеллески заявил о себе, как о мастере, которому, несмотря на отсутствие большого опыта, по плечу работы такой значимости.

Всем участниками конкурса было предложено отлить бронзовый рельеф на тему «Жертвоприношение Авраама» с заранее определёнными параметрами – размерами, декоративным обрамлением в виде готического четырехлистника и заданным количеством фигур. Работа Брунеллески не победила, что, безусловно, нанесло удар по его самолюбию, но не охладило творческий пыл мастера – он постепенно отходит от скульптуры и начинает всё больше интересоваться зодчеством. Отправившись в Рим, он берётся за серьёзное изучение античного искусства, а затем претворяет свои знания и умения в родной Флоренции, построив и отреставрировав здесь множество замечательных зданий и сделав первый шаг к архитектуре в стиле Ренессанса.

Отношение автора к вере

О личной жизни Филиппо Брунеллески известно немного – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся мастеров Возрождения. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. На протяжении своей плодотворной жизни, Брунеллески создал несколько скульптурных композиций на религиозную тематику и архитектурных проектов знаменитых церквей Флоренции. Самые значимые его работы – купол кафедрального собора Санта Мария дель Фьоре, Сакристии Сан Лоренцо, сиротский дом Приют Невинных, но ими далеко не ограничивается список творений мастера.

Начинал свой творческий путь Брунеллески с рельефа «Жертвоприношение Авраама», который он представил на конкурс по оформлению дверей баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции. Рельеф настолько впечатлил комиссию, что не был уничтожен вместе с остальными отклонёнными работами, и до сих пор хранится в Национальном музее Барджелло. Несколько раз мастер возвращался к теме Богоматери и Младенца – известны, по крайней мере, три таких произведения. Заметно, что его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства художника.

Биография

Филиппо Брунеллески родился в 1377 году в одной из родовитых семей Флоренции, его отцом был нотариус Брунеллески ди Липпо. В детстве Филиппо получил лучшее по тому времени школьное образование. Впоследствии, отказавшись от карьеры нотариуса, которую должен был наследовать, он обучался ювелирному искусству, лепке, гравированию, скульптуре и живописи, серьёзно изучал устройство различных механизмов и математику.

В 1401 году Брунеллески принял участие в объявленном Гильдией Арт ди Калимала конкурсе на украшение двух бронзовых врат флорентийского баптистерия. Конкурс выиграл Лоренцо Гиберти, но работа Брунеллески «Жертвоприношение Авраама» до сих пор находится в Национальном музее Флоренции. Юный Брунеллески создал несколько статуй из дерева и бронзы, в том числе деревянное Распятие для церкви Санта Мария Новелла. Затем он покинул Флоренцию и отправился в Рим, где изучал античную культуру. В Вечном городе, вместе с лучшим другом, скульптором Донателло, он прожил несколько лет, зарабатывая на жизнь ювелирным ремеслом. В свободное же время они занимались изучением римских развалин, тщательно измеряя и зарисовывая планы построек и их отдельных частей. В этих поисках Брунеллескивпервые был открыт закон прямой перспективы, применённый им впоследствии в архитектуре Флоренции.

В 1419 году цех Арт делла Сета поручил мастеру строительство Воспитательного дома для младенцев, оставшихся без родителей – Приюта Невинных, ставшего первой постройкой эпохи Возрождения в Италии. В то время как строился Воспитательный дом, Брунеллески в 1420 году начал работу над Сакристией базилики Сан Лоренцо и впервые создал гармоничную центрическую композицию, которая была завершена в 1428 году. Тогда же Брунеллески увлёкся сложной инженерной задачей – возведением купола над кафедральным собором Санта Мария дель Фьоре (1420–1436). В 1440 году, уже будучи знаменитым, Брунеллески получил грандиозный заказ на постройку палаццо Питти, которое должно было служить символом победы некоего разбогатевшего купца, Луки Питти, над кланом Медичи, но этот дворец не был закончен при жизни мастера.

Умер Филиппо Брунеллески в 1446 году: «…16 апреля, ушёл в лучшую жизнь после многих трудов, положенных им на создание тех произведений, которыми он заслужил славное имя на земле и обитель упокоения…» (Джорджо Вазари). Похоронен он в церкви Санта Репарата, на останках которой и был возведён кафедральный собор Флоренции, Санта Мария дель Фьоре.

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий