yandex

«Вручение ключей апостолу Петру» - Перуджино Пьетро

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Вручение ключей апостолу Петру»
«Вручение ключей апостолу Петру»
Автор: Перуджино Пьетро
Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан
Произведение: «Вручение ключей апостолу Петру»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Раннее Возрождение
Дата создания: около 1482 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Сюжет, изображенный на фреске, представляет собой один из важных аспектов христианской истории. Это — вручение Иисусом Христом ключей от Церкви Святому Петру: «...и Я говорю тебе: ты — Петр и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах...» (Мф.16:18-19).

На первом плане художник представил многофигурную композицию, центром которой является сцена передачи ключей. Коленопреклоненный апостол, прижав левую руку к груди, принимает два ключа, в тот момент, когда Спаситель, благосклонно склонив голову, передает их ему. Остальные фигуры разделены на две группы — правую и левую и выстроены в виде фриза. За спиной Христа представлены все апостолы, включая Иуду Искариота. Справа, за Святым Петром, изображены некоторые деятели католической церкви XV века, донаторы и сам автор фрески — пятый справа, смотрящий на зрителей, художник Пьетро Перуджино. Все они словно принимают Святую Церковь Христа в себя и клянутся исполнять заветы Божьи.

В Откровении Иоанна Богослова (глава 1 стих 17-18) сказано: «… И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти...». Именно небесные ключи жизни и смерти вручает Иисус своему апостолу Петру. Они символизируют власть Церкви, которая, согласно толкованию Аврелия Августина, христианского богослова и философа IV -V веков, основывается на самом Спасителе: «...Камень тот, о котором это сказано, без всякого сомнения, означал Христа...».

Вторая линия фигур, в центре, также поделена на группы и представляет собой сцены из земной жизни Иисуса. Слева — попытка фарисеев дискредитировать Христа относительно платы денег правителю, описанная в главе 12 Евангелия от Марка: «...Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему...». (Мк.12:13-17). Справа — представлен сюжет «Побивание Христа камнями»: «...Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее...». (Ин.8:58-59).

В центральной верхней части сюжета художник показал символ мудрости - Храм Соломона. Его с двух сторон обрамляют триумфальные арки с цитатами из Библии на латыни, добавляющие композиции еще больше торжества и гармонии. А выше, за архитектурой, можно увидеть яркий летний пейзаж с деревьями, далекими горами и открытым ясным небом. Все вместе это создает ощущение бесконечности существования прекрасного мира, в котором люди могут жить, принимая Бога и его дары.

История создания.

До того, как Пьетро Перуджино прибыл в Рим, он уже украсил множество храмов и монастырских церквей Сиены, Флоренции и Болоньи своими фресками. Итальянский живописец, архитектор XVI века и основоположник искусствознания, Джорджо Вазари, упоминает, что даже небольшие работы Перуджино были доведены «...им до совершенства с большим изяществом и блеском… (…) вызывающих изумление… (…) приобрели необыкновенную славу за свое высокое качество...». Но главным, несомненно, являлось создание мастером невероятно одухотворенных и эмоционально-выразительных образов Христа, его апостолов и Пресвятой Богородицы. В 1480 году Пьетро Перуджино был приглашен папой Сикстом IV для росписей старой базилики Святого Петра в Риме. Эти фрески не сохранились до наших дней, но, исходя из архивных источников, священнослужители к этой работе художника отнеслись восторженно. Именно поэтому, спустя некоторое время, Пьетро Перуджино, а также такие известные живописцы, как Микеланджело Буонарроти, Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и др., были приглашены для росписи новой капеллы в Ватиканском дворце. Ныне Сикстинская капелла - выдающийся памятник Возрождения, в нем и раньше, и сейчас проводятся конклавы, на которых кардиналы избирают нового Папу римского.

Фреска «Вручение ключей апостолу Петру» была создана мастером именно в зале собрания кардиналов. Яркий и торжественный образ, символизирующий рождение Церкви Иисуса Христа, вскоре оказался божественно-пророческим. По неподтвержденной легенде, те кардиналы, что во время конклава, согласно жребию, садятся в кресло под фреской, в дальнейшем оказываются избранными новым папой. Мистическим образом, произведение Перуджино, с момента своего создания и уже столько веков, являет собой миру главную задачу — символизирует правду, красоту и мудрость христианской Церкви.

Отношение автора к вере.

О жизни этого выдающегося итальянского художника достоверно известно очень мало фактов. Однако в «Жизнеописании» Джорджо Вазари можно заметить одну важную деталь: «...в великой нужде, не имея другой кровати, ночевал в ящике и, обращая ночь в день, с величайшим рвением беспрерывно прилежал изучению своего ремесла...». И, хотя в дальнейшем Вазари дает не самую лестную характеристику мастеру, рассказывая, какие богатства нажил он себе, причем, честным, творческим путем, даже будучи состоятельным и старым, спал Перуджино, по-прежнему, на лавке или в ящике и продолжал неистово работать, словно самый нищий человек в мире. Однако в этом виден аскетизм христианина, не желавшего баловать себя роскошью сна, а также возможностями «почивать на лаврах».

В одной из притч Иисуса Христа содержащейся в Евангелии от Луки, говорится: «...И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? ...». (Лк.12:16-21). Вероятно, поэтому, к своей жизни художник относится так, как святитель Феофилакт Болгарский, рассудил об этой притче: «...Богатеть в Бога - значит веровать, что если я (...) истощу, то и тогда ни в чем необходимом у меня не будет недостатка...».

Биография.

Пьетро Перуджино, или Пьетро Вануччи, родился примерно в 1445-1446 году, в местечке Читта делла Пьеве, недалеко от города Перуджи. По разным данным, его семья была состоятельной, но обедневшей или, наоборот, изначально очень нищей. Но, судя по всему, у Пьетро рано проявились художественные способности, и он вскоре начал обучение у местного живописца Фьоренцо ди Лоренцо. По другим сведениям, у — у Франческо ди Бонифации. Но, так или иначе, уже в 1470 году юный художник уехал во Флоренцию и поступил в мастерскую известного живописца Андреа Верроккио. Причем прибыл Перуджино во Флоренцию, к Верроккио, без гроша в кармане, и именно у него в мастерской и спал в старом ящике. Тем не менее, во Флоренции Перуджино быстро выделился среди молодых художников, и уже в 1475 году имя Пьетро Вануччи значится в списках гильдии живописцев святого Луки. Это значит, что ориентировочно, к 30 годам, он уже был не просто профессиональным художником, а всеми почитаемым мастером. Во всяком случае, отец знаменитого Рафаэля, Джованни Санти, в своей поэтической хронике написал о двух гениальных юношах, равных по возрасту и пылкости, Леонардо да Винчи и Пьетро Перуджино. В дальнейшем Рафаэль стал его учеником.

Позже Перуджино женился, у него были дети, и один его сын, Джулио, продолжил живописное дело отца. Однако самым талантливым учеником художника оставался Рафаэль, и после его смерти в 1520 году, именно учитель - Пьетро Перуджино завершил незаконченные гениальным творцом фрески в церкви города Перуджи. Пьетро Перуджино умер от чумы в Перудже, в 1524 году.

Автор текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий