«Вознесение» - Рембрандт Харменс ван Рейн

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Вознесение»
«Вознесение»
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
Произведение: «Вознесение»
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Дата создания: 1636 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

После Своего Воскресения Иисус на протяжении сорока дней являлся ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием. По прошествии этих дней Господь вместе с учениками пошел на Елеонскую гору, находящуюся близ Иерусалима, и там произошло невиданное доселе – Иисус поднял руки в благословляющем жесте, постепенно оторвался от земли, устремляясь вверх, и исчез в лучезарном облаке. Тогда же явились апостолам ангелы и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян. 1:11). Таким образом совершилось восшествие Иисуса Христа во плоти на небо, описанное не только в Деяниях, но также в заключительных главах двух Евангелие: от Марка и Луки.

Картина Рембрандта наполнена божественным светом и всеобщим ликованием. В круге золотого света, стоя на белоснежном облаке и в окружении ангелов, Христос поднимается на небо, где уже расправил свои крылья голубь – символ Святого духа. Апостолы, оказавшиеся свидетелями невероятного чуда, упали на колени и молитвенно сложили на груди руки. Лица всех присутствующих озарены божественным светом.

В этой картине автор изобразил не столько ангелов, сколько путти – характерных персонажей произведений стиля барокко. Присутствие на полотне этих милых небесных созданий символизируют любовь, только не земную, а высокодуховную любовь «агапе», которую чувствуют в своем сердце те, кто стали свидетелями Вознесения.

История создания.

Сохранились документы, что Рембрандт написал эту картину специально по заказу Фредерика Хендрика, принца Оранского. В собственности у нидерландского правителя уже была коллекция картин из серии «Страсти Господни». Но для завершения нужной экспозиции ему не хватало нескольких сюжетов, в том числе «Вознесение». По совету своего вельможи принц обратился не к Рубенсу, как хотел изначально, а именно к Рембрандту. Рембрандт взялся за написание нужных картин, но, судя по документам, задержал все возможные сроки сдачи заказа. У принца было собственное видение относительно изображения евангельских сюжетов, а для художника было важно представить в каждом произведении не столько фабулу, сколько глубинную идею христианства.

Отношение автора к вере.

В истории голландской живописи 17 в. трудно найти более духовно проникновенного художника, чем Рембрандт. Он был чуть ли не единственный из голландских живописцев того времени, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Столь выраженный интерес к религиозной теме объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта - спрос на такие произведения в Голландии того времени был невелик.

Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним миром, в котором в полной мере воплощались мысль и слово великого художника. Все его творчество – длинное и глубокое размышление над Библией – его настольной книгой. Его произведения, посвященные евангельской теме, отличаются духовной проникновенностью, глубиной эмоций, тематическим многообразием и колористическим мастерством. Живописец, несомненно, был глубоко верующим человеком. В Амстердаме Рембрандт сблизился с христианской сектой меннонитов, отличавшейся особой приверженностью к Ветхому завету. Их учение в значительной степени было лишено догматизма, свойственного голландской реформированной церкви, к которой Рембрандт формально принадлежал. У меннонитов большую роль играла проповедь любви к ближнему, независимо от вероисповедания. Возможно, поэтому в работах художника мы видим столько человеколюбия и милосердия даже к самым грешным людям.

Биография.

Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 году в семье зажиточного мельника. В 1620 г поступив в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 г. работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. В последствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась супруга Саксия. С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил вторую жену и сына. Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669 гг.) Художник ушел из жизни 4 октября 1669 г. в Амстердаме.

Автор текста: Светлана Королева.





Оставить комментарий