Вознесение Господне - Мантенья Андреа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Вознесение Господне
Вознесение Господне
Автор: Мантенья Андреа
Местонахождение: галерея Уфицци, Флоренция
Произведение: Вознесение Господне
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: кватроченто
Дата создания: ок. 1460 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Евангелисты рассказывают, что после своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам, но о Вознесении Иисуса Христа кратко упоминают только Марк и Лука. В начале Книги Деяний апостольских это событие описывается более подробно.

На сороковой день после Своего Воскресения, Христос пребывал на Елионской (Масличной) горе со своими учениками и Пресвятой Матерью. Он повелел им не отлучаться из Иерусалима и ожидать обещанного от Отца крещения Духом Святым. Апостолы стали спрашивать, не пришло ли время царства Израиля? Но Господь ответствовал им, чтобы не думали о сроках, «которые Отец положил в Своей власти», но готовились к принятию Духа Святого, что даст им силу свидетельствовать о Нем «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». После этих слов, Спаситель «от горы Масличныя вознесеся во славе» на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов.

В галерее Уфицци находится деревянная панель Андреа Мантеньи с росписью темперой на тему Вознесения Господня. Она имеет размер 86 x 42,5 см и предположительно является фрагментом алтарного триптиха, центральную часть которого занимает сцена «Поклонение волхвов», а левую – «Обрезание».

Панель «Вознесение Господне» в отличие от других частей триптиха выполнена без обилия деталей. Пресвятую Матерь окружают двенадцать учеников Христа, они в изумлении наблюдают, как Спаситель возносится на небо. Западное схоластическое богословие стремилось объяснить происходящее рационально, поэтому логическое понимание евангельских событий всегда проявлялось в отображении их католическими художниками. Вознесение Христа на картине показано с помощью вполне материальных средств: Спаситель стоит на облаке, которое напоминает кусок мрамора, а хоругвь в Его руках подобна опоре. Художник совмещает небольшие облака с огненными ангелами, образуя из них своеобразный венок, словно материализуя возможность подъема, воскресшего в теле Христа на небо, объединив подъемную силу ангельских крыльев и воздушность облаков.

Окружающий пейзаж суров и аскетичен, каменистый ландшафт почти лишен растительности, ничто не отвлекает внимание от лиц участников события. Точно и тщательно переданы чувства персонажей: изумление и надежда Марии и апостолов, легкая грусть и обещание встречи на небесах во взгляде благословляющего учеников Спасителя.

Одежды учеников и Богородицы раскрывают всю богатую палитру мастера. Эти краски сияют особенно ярко благодаря тому, что даны в обрамлении строгого пейзажа. Розовые тона сочетаются с бледно-оранжевыми, розовато-красные с темно-зелеными, лиловые с изумрудно-зелеными, светло-желтые с синевато-стальными и розовыми, фиолетовые с серыми.

Лаконичное и яркое письмо Мантеньи придает изображению сияние. Это происходит благодаря особой передаче «воздуха» в картине, он совершенно прозрачный и даже кажется разреженным, каким бывает только в горах. Художник мастерски передал воздушную перспективу в изображении неба, которое занимает значительную часть картины. Глубина пространства неба показана не только цветом, но и подходом Мантеньи к прорисовке облаков. Христос уносится в ясную синь, передающую бесконечность и недосягаемость высоты Царства Небесного. Цвет одежды Спасителя перекликается с цветом неба, зримо показывая Его принадлежность уже к другому миру.

Миниатюрное письмо, характерное для всех трех картин алтарного триптиха из Уфицци, и обилие диковинных подробностей, свойственное искусству кватроченто, объединены здесь с той мощью и монументальностью, которые искусствоведы относят уже к следующему периоду итальянской живописи. Небольшой по размеру триптих производит впечатление, подобное значительным настенным росписям Мантеньи. При этом картины из триптиха хочется рассматривать, словно небольшую драгоценную шкатулку.

Описывая мастерство Андреа Мантеньи, известный искусствовед В.Н. Лазарев считал, что «такого миниатюрного изящества письма не достиг ни один из кватрочентистских живописцев».

История создания.

Предполагают, что панель «Вознесение Господне» является частью алтарного триптиха из ныне утраченной капеллы замка Святого Георгия в Мантуе. Художник начал работу над ним в 1460-х годах по заказу маркграфа Лудовико(III) Гонзага.

Эти картины стали триптихом лишь в XIX веке, когда предположили, что сцены «Вознесение Господне», «Поклонение волхвов» и «Обрезание» составляют единую композицию и объединили их в одну раму. «Поклонение волхвов» является центральной частью ансамбля, которая написана на вогнутой поверхности, что сразу же рождает ассоциации с апсидой. Искусствоведы связывают с этой капеллой еще несколько произведений Мантеньи в том числе «Успение Богородицы» из коллекции Музея Прадо и верхнюю часть «Успения», хранящуюся в Национальной пинакотеке в Ферраре.

Искусствоведы предполагают, что картины «Воскресение» из Академии Каррары и «Сошествие в чистилище» из частной коллекции могут оказаться позднейшим дополнением и завершать живописное убранство капеллы.

Отношение автора к вере.

Андреа Мантенья является ярким представителем художественной среды Италии XV века. Как заказчики, так и художники в то время были верующими людьми, их внимание к античности находилось в полном соответствии с общецерковным поиском схоластического подхода к вопросам богословия. Большая часть произведений художника написана на сюжеты Священного Писания.

Значительное время своей творческой жизни художник провел под патронажем семьи Ганзага. Широко известна роспись в покоях супругов Лудовико и Барбары, так называемой Камеры дель Спози, где художник разместил несколько портретных композиций, уделив внимание значению семьи Гонзага в общественной, государственной и религиозной жизни Мантуи и Италии. Кроме этого, роспись отмечена ярким античным мотивом, направленным на восхваление благочестивого супружества и различных качеств членов семьи заказчика.

Биография.

Итальянский живописец и гравер Андреа Мантенья родился в 1431 году в местечке Изола-ди-Картуро близ Венеции в семье дровосека. Он учился в Падуе у своего приемного отца, живописца и антиквара Франческо Скварчоне (около 1441-1448), изучал древнеримскую скульптуру и архитектурный декор, увлекался археологией и эпиграфикой, испытал воздействие творчества флорентийцев Донателло и Андреа дель Кастаньо, а также живописцев венецианской школы.

В возрасте 17 лет Мантенья в суде добился независимости от Скварчоне и с тех пор работал как самостоятельный художник. Первой крупной работой художника стала роспись капеллы Оветари в Падуе совместно с Никколо Пиццоло. В 1453 году Мантенья женился на дочери Якопо Беллини Николосии и некоторое время работал в мастерской у художника. В 1460 году он становится придворным художником у Гонзага, маркграфа Мантуанского, и остаётся в этой должности до своей смерти. Для этой семьи художником была собрана крупная коллекция предметов античного искусства. В 1466-1467 посетил Флоренцию и Пизу, в 1488-1490 – Рим, где по просьбе папы Иннокентия VIII украсил фресками его капеллу.

Искусству Мантеньи, ведущего мастера падуанской школы, присущи героическое, проникнутое пафосом утверждение свойственного художнику XV века мироощущения и приверженность к четкой архитектонической композиции. Живописная манера Мантеньи отличается чеканностью форм, рисунка и эмалевым блеском красок.

Андреа Мантенья был незнатного происхождения, но усыновленный и обученный простым малоизвестным живописцем, он стал одним из самых значительных художников своего времени. Стиль Мантеньи сформировался под воздействием древнегреческой и древнеримской скульптуры. Многие из его произведений действительно исполнены в технике гризайль и стали живописной имитацией мраморного или бронзового рельефа.

В росписях “Камеры дельи Спози” в замке Сан-Джорджо, работа над которыми была закончена в 1474году, художник, добиваясь визуально-пространственного единства интерьера, осуществил идею синтеза элементов реальной и нарисованной архитектуры, применив различные иллюзионистические эффекты. Суровым духом римской античности проникнута серия поздних работ художника - монохромных картонов с “Триумфом Цезаря”. В национальной галерее Лондона хранится цикл монохромных картин на библейские сюжеты. К поздним работам художника относят не только аллегорико-мифологические композиции для кабинета Изабеллы д'Эсте (“Парнас” или “Царство Венеры”), которые сейчас находятся в Лувре, но и исполненное драматизма и композиционной остроты полотно “Мертвый Христос” (Галерея Брера, Милан).

Живописец Андреа Мантенья был новатором в области гравюры, и его эстампы на античные темы позднее оказали влияние, в частности, на Дюрера. Графические работы Мантеньи (цикл гравюр на меди “Битва морских божеств”, около 1470), почти не уступающие его живописи по чеканной монументальности образов, сочетают скульптурную пластичность с нежностью штриховой моделировки.

Андреа Мантенья упокоился 13 сентября 1506 в Мантуе. Его прах покоится в базилике Сант-Андреа, одной из ярких жемчужин всемирного архитектурного наследства.

Автор текста: Серафима Царан.

Оставить комментарий