Воздвижение Креста Господня с избранными святыми -

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Воздвижение Креста Господня с избранными святыми
Воздвижение Креста Господня с избранными святыми
Местонахождение: Частная коллекция
Название иконы: Воздвижение Креста Господня с избранными святыми
Время создания: XIX век

Описание иконы.

Икона «Воздвижение Креста Господня с избранными святыми» написана в XIX веке на составной доске размером 31,2 х 26,2 см, темперой по левкасу. Образ исполнен без ковчега, но с визуальным выделением центральной плоскости, на которой изображен сам праздник. На полях расположены Ангел-хранитель и избранные святые, обращенные к Кресту. Некоторые надписания хорошо читаются – Святители Василий Великий и Николай Чудотворец, мученики Флор и Лавр, мученица Наталия. Можно предположить, что в левом нижнем сегменте изображен великомученик Феодор Стратилат, а в верхнем правом мученик Никифор. Лики святых соразмерны с ликами Богородицы и Спасителя, которые выглядят, как иконы местного ряда иконостаса, хотя являются образами на хоругвях, находящихся в руках иподьяконов.

Праздник Крестовоздвижения имеет несколько иконографических изводов. На данной иконе мы видим сразу двух епископов – художник изображает Макария и Захарию рядом. Они удерживают Крест Господень, стоя на амвоне перед Царскими вратами. Здесь объединены сразу три церковных события – воздвижение Креста епископом Макарием, традиции благословения с амвона крестом с частицей Креста Господня молящихся в храме Софии Константинопольской и вознесения Креста патриархом Захарией. Вариант с большим крестом был распространен с XVI века, когда особо подчеркивалось, что возносится истинное древо Креста. Слева, на отдельном возвышении, стоит равноапостольная царица Елена, справа – празднично одетые люди.

Крест Господень хорошо выделяется на фоне Царских врат. Горизонтальную линию перекладины подчеркивают золотые хоругви и фоны образов святителей Василия Великого и Николая Чудотворца. Это визуально объединяет двух отцов древней церкви со стоящими на амвоне.

Композиция иконы построена мастером очень грамотно. Сначала взгляд молящегося обращается к центральной части Креста, которая как бы возлежит на, едва выделенных на фоне врат, нимбах Макария и Захарии. Далее художник направляет внимание к образам Богородицы, Нерукотворного Спаса и двух святителей, а потом, через образы святых, подводит к фигуре равноапостольной Елены, труды которой и послужили основанием для установления праздника.

Неизвестный русский мастер постарался раскрыть в этой иконе основной смысл праздника: Крест, на котором был распят за людей Спаситель, став орудием Его смерти, послужил основой их спасения. Церковь приглашает всех верующих стать очевидцами крестных страданий Спасителя, Его воскресения и обретения животворящего Креста.

История образа.

На иконе отображено событие праздника Воздвижения Креста Господня, который относится к двунадесятым, то есть, является одним из двенадцати главных праздников Православной церкви. Он установлен в память двух событий из истории Креста Господня: обретение его в IV веке и возвращение от персов в VII веке.

Святой Крест Господень, вскоре после снятия с него Спасителя, был зарыт иудеями в землю вместе с крестами двух разбойников. В силу иудейской традиции, орудия казни были погребены прямо на том месте, где она произошла.

Обретение Креста произошло в 325 или 326 году. По сообщениям церковных историков IV века, мать императора Константина, равноапостольная Елена, отправилась в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также святой Крест, на котором Он был распят. Святая Елена пыталась узнать о месте, где был закопан Крест. Оказалось, что там находится языческий храм Венеры. Здание разрушили и начали раскопки. Наконец, нашли три креста, табличку с надписью «Иисус Назарянин, царь Иудейский» и гвозди. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Господь, их поочередно приложили к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню истинного Креста Господня. Предание говорит также о чуде воскрешения мертвеца, которого несли на погребение, через приложение Креста.

Обретенный Крест был поднят Иерусалимским епископом Макарием для всеобщего обозрения. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест. Обретение Креста совершилось около праздника Пасхи, поэтому первоначальное чествование Креста совершалось на второй день Пасхи. После обретения святого Креста, император Константин начал строительство храма на Голгофе, который освятили 13 сентября 335 года. Присутствующие на торжествах епископы, решили ежегодно совершать празднование в честь обретения и воздвижения Креста Господня 14 сентября (по старому стилю), на 40-й день после праздника Преображения Господня.

В 614 году, при царе Хозрое, персы овладели Иерусалимом и, вместе с другими сокровищами храма, похитили святой Крест Господень. Святыня оставалась в руках язычников долгие годы, и лишь в 630 году была торжественно принесена в Иерусалим императором Ираклием. Крест Господень и другие святыни разрушенного храма торжественно встречал иерусалимский патриарх Захария. Предание сохранило, что Захария также трижды вознес Крест для всеобщего поклонения. Начиная с VII века, праздник Воздви́жения Честнаго и Животворящего Креста Господня стал особенно торжественным. В этот день вспоминали обретение, воздвижение и возвращение из плена Креста Господня.

Особенности иконописной школы.

Анализ показывает, что икона «Воздвижение Креста с избранными святыми» имеет сходные черты с образцами XIX века, найденными в Тверской области. Иконы со статичной композицией, на которых фигуры святых изображены крупно, их колорит плотен, лики преимущественно темные, с обильными пробелами, экспрессивны и лишены тонкости, обретались в селах и деревнях Тверской (Калининской области) еще в 80-х годах XX века.

Это позволяет предположить, что данный образ, возможно, был написан в одной из многочисленных Тверских иконописных мастерских. Вероятно, что день праздника «Крестовоздвижения» был связан с памятным событием в заказавшей эту икону семье, а святые являлись небесными покровителями ее членов или были особо почитаемы.

Автор текста: Серафима Царан.

Оставить комментарий