Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве - Врубель Михаил Александрович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Автор: Врубель Михаил Александрович
Местонахождение: Национальный музей «Киевская картинная галерея», Киев
Произведение: Воскресение. Триптих. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: модерн, византийский стиль
Дата создания: 1887 г.

Описание произведения.

Эскиз росписи, созданный Врубелем для Владимирского собора, изображает кульминационное, основополагающее событие, на котором основывается все христианское вероучение - воскресение Иисуса Христа. Ведь по словам апостола Павла «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша». (1Кор 15: 14). События ночи, в которую воскрес Иисус Христос, описаны во всех четырех Евангелиях: «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам». (Мф 28: 5-7).

Описание самого события Воскресения, т. е. того, как Иисус Христос ожил и оказался вне погребальной пещеры, в канонических новозаветных текстах отсутствует и имеется лишь в апокрифическом «Евангелии Петра». Этого события никто из людей не видел, поэтому сам момент Воскресения не изображался в византийской и древнерусской иконографии. Михаил Врубель несколько отходит от сложившейся древнерусской традиции и пытается максимально приблизить зрителя к моменту непосредственного Воскресения - ключевого перехода от тьмы к свету, от смерти к жизни. Произведение буквально пронизано неземным светом, кажется, что каменные плиты гробницы были сокрушены этими божественными лучами. В центре представлена сияющая фигура Христа, облаченного в белоснежные одежды. По правую и левую руку от Спасителя стоят два Ангела, смиренно склоняя благоговейные лики.

История создания.

Приглашенный А. В. Праховым реставрировать Кирилловскую церковь 12 в., Врубель исполнил ряд композиций, где соединил средневековый канон с острым психологизмом нового времени. Однако самым замечательным творением Врубеля в Киевский период явились акварельные эскизы росписей Владимирского собора. Работая в Кирилловской церкви, изучая фрески Софийского собора, художник осознает сущность высокого искусства монументальной живописи древней Руси. Во владимирских эскизах, особенно ярко проявилась связь творчества Врубеля с наследием древности, созвучным и дарованию, и душевному складу художника. Благородный образ "Воскресения", лучезарный, словно окруженный бездонной синевой неба "Ангел с кадилом и свечой", и, наконец, "Надгробный плач", потрясающий силой трагического чувства.

«Я хочу, чтобы все тело его лучилось, чтобы все оно сверкало, как один огромный бриллиант жизни», - так говорил он о своем замысле образа Христа в "Воскресении". При таком методе форма, сохраняя объем, словно просвечивает в иную реальность, утрачивает плотность и весомость. Своеобразие "кубизма" Врубеля - в прозрачности, хрупкости, декоративности его геометризированных объемов, их орнаментальности, обладающей способностью внушать определенное состояние духа.

При этом, работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды». Похоже, трудно смотреть одним глазом в землю, другим в небо. Может быть, поэтому слишком зыбкой становится черта между добром и злом в киевских работах Врубеля, слишком двоятся образы земного и небесного в его иконах. Не только вера и озарение, но и мучительные сомнения проступили в работах мастера с исповедальной искренностью, — неудивительно, что эскизы смутили официальную церковь и остались неосуществленными в большом масштабе, на стене храма.

Отношение автора к вере.

«Если долго всматриваться в бездну, она начнет смотреть в тебя»- эта известная фраза философа довольно точно отражает то, что произошло на духовном пути Михаила Врубеля.

С юных лет будущий художник был глубокой и ранимой натурой, рано полюбил красоту и тонко ее чувствовал. В своем творчестве Врубель стремился разглядеть нечто за гранью видимого мира и приблизиться к эстетическому идеалу, о котором говорили символисты. У таких людей чувства обострены и открыты. Возможно, поэтому им дано видеть и чувствовать больше, чем людям с так называемой устойчивой психикой. Но эта сверхвосприимчивость далеко не всегда оказывается во благо. Ведь всегда есть риск оказаться проводником разных стихий, как сил добра, так и зла. Несмотря на то, что Врубель расписывал соборы, храм для него был, прежде всего, храмом искусства. Его влекло не религиозное чувство, а масштабность и монументальность соборов. При этом всю свою жизнь Врубель стремился к познанию духовных тайн, верил в существование Бога, но слишком настойчиво исследовал в своем творчестве другую грань - темные силы. В начале своего пути художник создает немало мифологических и сказочных персонажей, позднее тема Демона всецело захватит его.

Соприкосновение с мрачной стороной духовного мира не проходит бесследно для человека. До конца своих дней Врубель был тяжело душевно болен, страдал галлюцинациями, периодически лежал в больнице. В минуты просветления он пытался обратиться к Богу, покаяться, но обрести гармонию и душевный мир художнику так и не удалось. Слишком тяжела была степень поврежденности души, которая так долго вглядывалась в бездну демонической природы.

Биография.

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 г. в Омске, в семье военного юриста. Рисовать начал примерно в пятилетнем возрасте и время от времени брал уроки живописи. По желанию отца окончил юридический факультет Петербургского университета.

Осенью 1880 г. был принят в Академию художеств. В 1884 г. Врубель уехал в Киев — для участия в реставрации Кирилловской церкви XII в. и росписи Владимирского собора. В Киеве написаны картины «Девочка на фоне персидского ковра» и «Восточная сказка» (обе 1886 г.). Особое место принадлежит иконостасу Кирилловской церкви. Для создания икон Врубель побывал в Венеции и копировал там фрески.

В Киеве произошло первое обращение художника к теме Демона, образ которого стал ключевым в творческом мировоззрении Врубеля. Сделанные им эскизы росписи Владимирского собора «Надгробный плач», «Ангел с кадилом и свечой» показались комиссии неканоническими, и в работе Врубелю было отказано.

В 1889 г. художник приехал в Москву; здесь он познакомился со знаменитым меценатом С. И. Мамонтовым, в доме которого жил и работал над «Демоном (сидящим)» (1890 г.), иллюстрациями к юбилейному изданию произведений М. Ю. Лермонтова (1891 г.).

Поначалу картины Врубеля враждебно восприняли даже образованные люди — настолько его искусство с острыми экспрессивными формами, отражающими трагизм авторского мироощущения и болезненный внутренний надлом, нарушало привычные нормы живописи. Непонимание его творчества сопровождало художника всю жизнь.

Многие наиболее яркие впечатления Врубель черпал в музыке, под влиянием которой родилось немало его работ, в том числе майоликовые скульптуры на темы опер «Снегурочка» и «Садко», панно «Богатырь», «Царевна Лебедь». Символическими являются полотна «Сирень», «Пан», «К ночи», а также «Демон поверженный» (1902 г.).

С 1902 г. начались долгие годы душевной болезни. В редкие просветы художник писал портреты, графические натюрморты, создал одну из лучших своих работ — пастель «Жемчужина» (1904 г.). Неоконченным остался портрет поэта В. Я. Брюсова (1906 г.) — во время работы над ним Врубель ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.




Оставить комментарий