Воскрешение Лазаря - Сведомский Павел Александрович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
Согласно Евангелию от Иоанна, житель Вифании Лазарь был воскрешен Иисусом Христом через четыре дня после смерти: «… То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший… Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет…». (Ин.11:38-44).
Художник изображает темные своды пещеры, которые гармонично вписываются в узкий вертикальный формат картины. Рядом лестницей, ярко освещенной солнцем, пространство гробницы выглядит еще темнее. На лестнице стоят несколько удивленных свидетелей чуда, а в самом низу - в центре картины - возвышается спокойная фигура Христа, повелительным жестом протянувшего руку навстречу Лазарю.
Величественную неподвижность Спасителя подчеркивают динамические позы двух женских фигур. Одна из них пала ниц, другая, потрясенная и обрадованная, заламывает руки. Сведомский мастерски передает удивление и смятение в образе старика, стоящего в глубине пещеры. Но наиболее интересным представляется решение образа самого Лазаря, выходящего из могилы. Воскресший стоит к зрителю спиной - мы не видим его лица. О том, что его тело наполняется жизнью, можно догадаться, если присмотреться к подвижным складкам савана, которые окутывают Лазаря с ног до головы.
История создания.
Росписи в соборе Святого Владимира в Киеве имеют особое значение в творчестве Павла Сведомского. На эту работу его вместе с братом пригласил искусствовед Н. А. Прахов.
Само приглашение на выполнение указанного заказа - свидетельство большого мастерства живописца. Действительно, П.А. Сведомский был художником европейского уровня, академистом по образованию и основному творческому направлению.
Владимирский собор был задуман как храм-памятник русской истории, прежде всего истории православия. Над данным проектом художники трудились в течение десяти лет, с 1886 по 1896 год. В Риме они подготовили эскизы. В Киеве Сведомские работали вместе с М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, В.А. Котарбинским. Нестеров вспоминал, что Киев в те годы «стал как бы центром художественной жизни России», и работа эта вызывала живейший интерес у просвещенных людей.
Темы, которые были предложены Сведомскому, — исторические, из земной жизни Христа. Павел Сведомский в содружестве с Вильгельмом Котарбинским расписывали боковые – северные и южные – нефы собора, написали шесть сцен из жизни Христа (« Воскрешение Лазаря», « Тайная вечеря», « Въезд Господень в Иерусалим», « Моление о чаше», « Суд Пилата», «Шествие Христа на распятие»). Работы Павла Сведомского отличались легкостью и нарядностью - теми чертами, которые Илья Репин называл «итальянщиной». Однако такой подход к живописи не умалял достоинств созданных произведений. Более того, сам Адриан Прахов осознавал творческие особенности каждого приглашенного им художника. В своих дневниковых записях он писал: «Васнецов пишет иконы, а Сведомский – картины, к которым молящимся разрешается стоять спиной во время службы».
Отношение автора к вере.
О том, на сколько человек близок к Богу, говорят не только свидетельства воцерковленности человека, его участия в Таинствах церкви, но прежде всего, такими свидетельствами является честная и открытая жизнь, построенная на помощи ближним. По воспоминаниям современников, Павел Сведомский и его брат отличались искренним человеколюбием, отзывчивостью и теплотой души. Так о них писал художник В.М. Васнецов: «В Риме в то время жили добрейшие и милейшие художники Сведомские. И около них ютилась вся колония русских художников. Рим и Сведомские в моих воспоминаниях нераздельны. Они знали Рим и говорили по-итальянски, как кровные римляне». То же подтверждает Н.А. Прахов, неоднократно бывавший у Сведомских в Риме: «Мастерская и их квартиры были открыты для всех любителей искусств, и многие бездомные художники и соотечественники находили: приют и деликатную помощь в трудную минуту жизни». Они буквально спасли от смерти польского художника В.А. Котарбинского, ухаживая за ним во время болезни. В какое-то время с ними общался М.А. Врубель; братья находили для него работу. Дом Сведомских стал «очагом искусства» и отдушиной для тех, кто находился далеко от Родины. Подобное служение людям в полной мере соотносится с христианским заветом любить ближних. А то, что работа над фресками Владимирского собора стали главным делом жизни художника, свидетельствует о глубоком понимании сути искусства как дела несения в мир красоты и Истины.
По воспоминаниям современников, Павел Сведомский и его брат отличались искренним человеколюбием, отзывчивостью и теплотой души. Вот как о них писал художник В.М. Васнецов: «В Риме в то время жили добрейшие и милейшие художники Сведомские. И около них ютилась вся колония русских художников. Рим и Сведомские в моих воспоминаниях нераздельны. Они знали Рим и говорили по-итальянски, как кровные римляне». То же подтверждает Н.А. Прахов, неоднократно бывавший у Сведомских в Риме: «Мастерская и их квартиры были открыты для всех любителей искусств, и многие бездомные художники и соотечественники находили там приют и деликатную помощь в трудную минуту жизни».
Сведомские буквально спасли от смерти польского художника В.А. Котарбинского, ухаживая за ним во время болезни. В какое-то время с ними общался М.А. Врубель; братья находили для него работу. Дом Сведомских стал «очагом искусства» и отдушиной для тех, кто находился далеко от Родины. Подобное служение людям, в полной мере соотносится с христианским заветом любить ближних. А то, что работа над фресками Владимирского собора стала главным делом жизни художника, свидетельствует о глубоком понимании сути искусства как несения в мир Благой вести.
Биография.
Павел Александрович Сведомский родился в Петербурге 7 июня 1849 г в дворянской семье. Детство они с братом провели в родовом имении в селе Михайловский завод Пермской губернии. Художественное образование получил в Академиях художеств в Дюссельдорфе и Мюнхене, где занимался под руководством Э. Гебгардта и М. Мункачи (1870). В начале 1870 вместе с братом совершил путешествие по Франции и Италии.
В 1875 поселился в Риме, где имел совместную с братом мастерскую. Летние месяцы проводил в своем имении в Пермской губернии. Работал как пейзажист, писал картины на исторические и евангельские сюжеты; представитель «позднего академизма». Автор живописных произведений: «Крестьянский двор» (1874), «Медуза» (1882), «Оргия» (1883), «Одинокая римлянка» (1884), «В гареме» (1885), «Погребенные в цветах» (1886), «Римлянка у водоема» (1888), «Две римлянки с бубной и флейтой» (1880-е), «Неаполь» (1892), «Мессалина» (1900), «Мария Гамилтон перед казнью» (1904), «Фульвия с головой Цицерона» и других. В поздние годы создал ряд произведений на темы отечественной истории: «Пожар в Москве. 1812 год», «Казнь Ермака».
В 1879 за картину «Юлия в ссылке» награжден большой поощрительной медалью Академии Художеств. В 1883 «за известность и труды на художественном поприще» избран почетным вольным общником Академии.
Участвовал в оформлении Владимирского собора в Киеве (1886–1890); выполнил шесть картин с изображением сцен из жизни Христа, а также создал три композиции на тему «Сотворение мира» для плафонов двух боковых приделов.
С 1879 — участник выставок. Экспонировался на академических выставках Общества выставок художественных произведений (1879, 1883), Московского общества любителей художеств (1881, 1882/1883), в Парижском салоне (1882), на Всемирной выставке в Париже (1889, золотая медаль), международных художественных выставках в Берлине (1896), Венеции, Мюнхене, Копенгагене, Стокгольме.
Скончался П.А. Сведомский в 1904 г., похоронен на кладбище Тестаччо в Риме.
Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.